Архитектурное значение мемориального комплекса Ахмета Яссави
DOI:
https://doi.org/10.26577/EJRS-2019-1-198Аннотация
В данной статье авторы определяют место и значимость А. Яссауи как колоритной фигуры в тюркском мире. В статье дается определение культурной значимости роли А. Яссауи в формировании суфийского мировоззрения, влияние суфизма на духовную и эстетическую культуру тюркских народов Центральной Азии в период средневековья. Религиозное творчество А. Яссауи оказало без сомнения духовное воздействие на мировоззрение тюрков Центральной Азии, изменив их мироотношение и понимание места и назначения человека на жизненном пути. Под влиянием Яссауи и других суфийских мыслителей Центральная Азия превращается в период средневекововья в центр боговдохновенной интуиции. Город Туркестан в этот период становится эпицентром новой духовной практики, открывшей перед человеком путь не только личного освобождения от страданий, но и предложил новую стратегию – преодоление жизненных невзгод путем личного выбора.
Авторы данной статьи определяют архитектурную значимость мемориального комплекса, посвященную памяти Ахмета Яссауи. Оценивая мастерство средневековых зодчих, авторы обращают внимание на новшество средневековых центрально-азиатских зодчих. Это архитектурное достижение той далекой эпохи – «бело-голубая керамика, которая нашла воплощение в построении мавзолея Ахмета Яссауи.
Бережное отношение к культурному наследию степной цивилизации Центральной Азии – одна из важных задач программы «Рухани жангыры». Это позволит воспитывать общесто в традиции уважения и бережного отношения к духовному наследию прошлого, к богатой культуре Казахстана.
Библиографические ссылки
Deweese D. (1999) «The politics of Sacred Lineages in 19th-Century Central Azia: Descent Groups Linked to Khwaia Ahmad Yasavi in Shrine Documents and Genealocical Charters» // International Journal of Middle East Studies, – pp. 530.
Jarmuhameduly M. (1999) «Qozha Axmet Yassawi jane Turkistan» -Almaty – 34 b.
Kuttykadam S. (2005) «Ogon i pepel sufïzma» // – Almaty. Mysl. – № 6, – 8-16 s.
Mandel B. (2006) «Misticheskoe serdce islama ili Neravnodushniy vzglyad filosofia-kulturologia na sufizm» // Voprosı kulturologii. – № 10, – 31-33 s.
Mankovskaya L. (1963). «Issledovanie arhitekturnogo kompleksa-mavzoleya Axmada Yasawi v gorode Turkestane I voprosı ego restavracii». Avtoreferat dissertacii na soiskanie ucheniy stepeni kandidata iskustvovedeniya. – Tashkent. – 265 s.
Masson M. (1998). «O postroyke mavzoleya Hodzha Axmeda v gorode Turkestane» // v sb.: Zagadki drevnego Turkestana. – Almaty, – 158 s.
Prozorov S. (2006). «Islam na territorii byvshey Rossiyskoy imperii: enciklopedicheskiy slovar». – Moskva – 655 s.
Smagulov E., Tuyaqbaev M. (1998). «Turkistannyn ortagasyrlyq tarihy» – Turkistan, – 3-6 b.
Smagulov E., Grugorev F., Itenov A. (1998). Srednevekovaya arheologiya goroda Turkestana. – Turkestan. – 228 s.
Sharapatuly Sh. (2011). M. Qashqaridyn «Turki tilderi sozdiginin» tarihynan // Altaistika jane turkologiya. – №3.
Urunbaev A. (2002) «The letters of khwajaubayd allah ahrar and his associates. Persian text, english translation with notes, introductory». – Leiden, – 472 p.
Yassawi A. (2000) «Diyani hikmet» / Perevod na kaz.yaz. Kari K., Kambarbekova G., Ismailzade R. – Tegeran. – 134 xikmetov.