Проблема "Современного человека" в творчестве аль-Хакима ат-Термизи и Ибн-Араби

Авторы

  • Yu.A. Ergasheva Каршинский инженерно-экономический институт
  • Kalimash Begalinova Казахский национальный университет имени аль-Фараби
  • Madina Ashilova Казахский университет международных отношений и мировых языков им.Абылай хана

DOI:

https://doi.org/10.26577/EJRS-2019-4-r6

Аннотация

В статье рассматривается проблема «совершенного человека» в суфизме, представленная в творчестве двух великих мыслителей -  ат-Термизи и Ибн-Араби. Показывается преемственность идей в учениях этих двух мыслителей, живших в разное время. Анализируется учение о друзьях божьих ат-Термизи, дается всестороннее ему определение. Раскрываются различные подходы к проблеме святости и совершенного человека. Обосновывается делание ат-Термизи  друзей божьих на четыре группы: 1) авлийа'у хакк Аллах или садикущ; 2) авлийа'у-ллах; 3) сиддикун (искреннейшие); 4) мунфарид (единственный). Дается подробный анализ качеств представителям каждой из этих групп. Авторы останавливаются и на понимании «печати святых» (хатм ал-аулийа), т.е. самом главном «друге Божьем», который завершает цикл святости. Раскрывается историческое значение учения ат-Термизи о друзьях божиих через теорию «вахдат аль-вуджуд» ибн-Араби, в котором совершенный человек рассматривается как венец божественного творения, его завершение. Авторы останавливаются и на основополагающей концепции Ибн-Араби, согласно которому «мир» и «Бог» выражают одну и ту же сущность, являются двумя сторонами единственной истины, т.е. «бытие творений есть сущность бытия Творца». Авторы делают вывод, что учения ат-Термизи и Ибн-Араби сыграло существенную роль в дальнейшем развитии проблем «совершенного человека» не только в суфизме и арабо-мусульманской философии, но и в учениях западноевропейских мыслителей.

Дополнительные файлы

Опубликован

2019-12-20

Выпуск

Раздел

Зарубежные публикации