Понимание человека в даосском учении
DOI:
https://doi.org/10.26577/ejrs-2018-1-144Аннотация
В статье речь идет о проблемах человека в даосизме. Раскрывается космоцентризм древнекитайской религиозно-философской системы, понимание человека как микрокосмоса, мира как макрокосмоса, связь между которыми рассматривается наглядно, конкретно. Дается анализ основных понятий даосизма – дао, дэ, инь и ян, у-вэй и других, важных его принципов - естественность (цзы жань) и недеяние (у-вэй), которые означают отказ от нарочитой, искусственной деятельности, преобразующей природу, и стремление следовать природному естеству вплоть до полного слияния с Путем-Дао. Показывается особенность решения проблемы совершенного человека в даосском учении через принцип у-вэй, согласно которому человек не должен мешать дао, не должен вмешиваться ни во что. Целью человеческой жизни, соответственно, является отказ от всяких желаний, отрешенность от мира вещей и т.д. Авторы подчеркивают особенность онтологического, гносеологического и этического учения даосизма, многие положения которого не теряют и в наше время своей актуальности.