Судьба шаманизма в глобализационную эпоху: философско-религиоведческий анализ

Авторы

  • V.I. Kudashov Сибирский федеральный университет
  • K.K. Begalinova Казахский национальный университет имени аль-Фараби
  • A.S. Begalinov Международный университет информационных технологий

DOI:

https://doi.org/10.26577/EJRS-2019-3-r7

Аннотация

В статье речь идет о проблемах шаманизма и его судьбе в условиях глобализации. Раскрывается природа, сущность этого уникального феномена, восходящего своими истоками к древнейшим религиозным верованиям и продолжающего жить в современных условиях. Авторы показывают, что в сознании большинства людей в прошлом господствовала мысль, что мир населен множеством добрых и злых духов, и жизнь человека зависит от них.  И в основе шаманизма лежит вера в сверхъестественные способности шамана, который может в состоянии транса общаться с этими духами, особенно с духами предков.  Анализируется синкретичность сознания шамана, который   включает в себя и знание фитотерапии, психологии человека, астрологии, мистику чисел. В статье обращается внимание на то, что  многие элементы шаманизма сохранились в мировоззрении, образе жизни не только казахского, но и многих других народов. Дается анализ основных понятий шаманизма – камлание, техника трансдукции и других, важных его ритуалов, обрядов, которые носят космоцентрический характер, что означает  стремление  следовать природному естеству. Показывается особенности казахского шаманизма, при этом авторы опираются на работу Ш. Валиханова «Следы шаманства у киргизов», внимание уделяется и фигуре Коркыт-ата, являющегося первым шаманом тюркского (казахского) народа. Авторы подчеркивают особенность онтологического, гносеологического и этического учения шаманизма, многие положения которого не теряют и в наше время - в период глобализации своей актуальности.

Дополнительные файлы

Опубликован

2019-10-20

Выпуск

Раздел

Зарубежные публикации