Преемственность этических воззрений Хаджи Бекташ Уали и казахских религиозных мыслителей

Авторы

  • M. Myrzabekov Международный казахско-турецкий университет им. Ходжа Ахмеда Ясави, Казахстан, Туркестан
  • Zh. Nurmatov Международный казахско-турецкий университет им. Ходжа Ахмеда Ясави, Казахстан, Туркестан
  • S. Abzhalov Международный казахско-турецкий университет им. Ходжа Ахмеда Ясави, Казахстан, Туркестан

DOI:

https://doi.org/10.26577/EJRS.2020.v23.i3.r2

Ключевые слова:

человеческое сердце, чистота, Хаджи Бекташ, казахские религиозные мыслители, бог

Аннотация

Ахмет Ясави, Хаджи Бекташ, Абай, Шакарим и другие казахские ученые имели большое значение для внутреннего мира человека, а также для его духовного очищения и нравственно-этического развития. Человеческая природа не заключается в славе, чести или в богатстве. Оно заложено в человеческой добродетели и чистоте сердца. Поэтому Абай в своем учении описывал человека, как сущность и природу этого мира, а человеческое сердце, как основную сущность. В трудах Хаджи Бекташа и казахских ученых, то с точки зрения нравственного и этического развития, личные знания человека, такие как духовная чистота, терпение, честность, смирение, грация и братство являются необходимостью. Таким образом, духовное развитие требует моральной чистоты, терпения, честности, смирения, благодати и братства. В этом исследовании мы попытались определить совместимость взглядов Хаджи Бекташа Вели и казахских религиозных мыслителей. Информация использованная в этом исследовании, основана на данных, полученных методом сравнительных исследований. В результате этих данных мы увидели, что Ахмет Ясави и аль-Фараби были основой морального понимания Хаджи Бекташа Уали и казахских религиозных мыслителей.

Библиографические ссылки

Al-Farabi. (2005) Kenes (tanbih) kitabi. Al-Farabi men İbn Sina Filosofiyasi (Alemdik Filosofiyalık Mura). Transl. by: Kenjetayev Dosay. Vol 4. Almatı: Jazushi Baspasi. – р. 568.
Ahmet Yesevi. (1993). Divanı Hikmet. Tranl by: Jarmuhameduli; Davutuli; Shafigi. Almati: Murattas Baspasi. – р. 262.
Gainullina, Farida., Muhazhanova, Raushan., Kabyshev, Talgat., Baigabylov, Nurlan. (2014). “Muhtar Auezov’s contribution to the historical and cultural landscape of the Semipalatinsk Cisirtysh Area: revisiting the issues of the modern local literary history”, Life Science Journal, 2014;11(6s). p. 512-517.
Gabitov, Tursun (2010). Kazak Filosofiyasi. Almatı: Raritet Baspasi. – р. 280.
Hacı Bektaş Velî. (1990). Makâlât. Transl. by: Esad Coşan. Ankara: Kültür Bakanlığı. – р. 276.
Kenzhegaliev, Kulush, Liza Navyi, Turlubekov Kairat, Kakabaeva Dinara., Nurumov Ermek., Kainekenova Gulmira., Seimkulova Sholpan., Mukhametzhanova Guivira., Utegenova Gulim., Abildin Rizat. (2015). “On the parallelism of the humanistic psychology of Abay Qunanbayuli and American psychologists”, Journal of Scientific Research and Development, 2 (9). p. 89-94.
Kunanbayev, Abay. (1986). Eki Tomdik Shigarmalar Jinagi. Almati: Jazushi Baspasi. – р. 304.
Kudayberdiyev, Shakarim. (1988). Shigarmalar. Almati: Jazushi Baspasi. – р. 560.
Kopeyuli, Meshur Jusip. (2008). İt Duniye. Tandamalar. Almatı: Halikaralık Abay Klubi. – р. 416.
Nurmuratov, Serik. (2004). Halıktin Negizgi Ruhani Kundiliktari. Kazak Dalasinin Oyshildari (ХҮІІІ-ХІХ). Almati: Filosofiya Jane Sayasattanu İnstituti Kompyuterlik Baspa Ortaligi. р. 25-43.
Nisanbayev, Abdimalik., Sarsenbayeva Zaure. (2007) Kazaktin Dasturli Etikasi. Kazak Etikasi Jane Estetikasi. Jiyrma tomdik. 12 t. Astana: Audarma Baspasi. – р. 496.
Takhan, Serik. (2007). “Concept of Personality in Abay’s “Black Words” and the Problems of Kazakh Prose’s Formation”, Nauka i Studia..№ 4(4). p. 84-87.
Tosun, Necdet. (2009). “The Basic Views of Khoja Ahmad Yasavi and his Followers”, Ekev Akademy Journal. Issue 38 (Winter 2009). p. 29-38.

Дополнительные файлы

Опубликован

2020-10-11