Понятие «Совершенный человек» и его аксиологическое значение
DOI:
https://doi.org/10.26577//EJRS.2022.v29.i1.r5Ключевые слова:
совершенный человек, Ибн Араби, тасаввуф, мусульманские мыслители, исламАннотация
В статье рассматривается концепция «Совершенный человек», которая в последнее время возрождается в казахстанском обществе. Идея совершенного человека, зародившаяся у таких мусульманских мыслителей как Ибн Араби, занимает особое место в учении суфизма и существовала в казахских степях до Абая. Даны определения мусульманскими мыслителями концепции совершенного человека, особенности различных аспектов этого понятия, значения в суффизме, важности раскрытия общей аксиологической ценности. В какой степени концепция «Совершенный человек» может способствовать профилактики таких проблем современного общества как утрата человеческих качеств, религиозная нетерпимость, потеря духовно-нравственных ценностей, человеческая деградация и так далее? Наряду с ответом на этот вопрос рассматривается образ человека, лишенного человечности, также и образ духовно наполненного человека, их значение для общества. Говоря, что «Совершенный человек» ведет мир и общество в правильном направлении, также, осуждает дурные привычки среди людей, а скорее способствует порядку в жизни каждого человека. Здесь подробно обсуждались вопросы касающиеся формирования новой жизни, тем самым акцентируя внимание на фоне хорошего познания предметов и явлений. Задача совершенного человека — вникнуть в явления мироздания, сформировать навыки жизни, основанные на истине.
Ключевые слова: совершенный человек, Ибн Араби, тасаввуф, мусульманские мыслители, ислам
Библиографические ссылки
Akot B. (2013) Degerler egitimi acisindan insani kamil dusuncesi ve gunumuzde karsilasilan zorluklar. Journal of Islamic Research. №24 (11). – 56-70.
Asim Efendi (1305) Kamus tercemesi. – Istanbul: T.C. Türkiye Yazma Eserler Kurumu Başkanlığı. C. II. – 871-873.
Cebecioglu E. (2004) Tasavvuf terimleri deyimleri sozlugu. – Istanbul: Anka yayinlari. – 302.
Cili A. (1383/1963) El-Insanul-kamil. I-II. – Istanbul: Kitsan. – 471.
Kilic E. (2015) Muhyiddin Ibnul-Arabi, DIA. С. XX. – Istanbul: Diyanet Vakfi. – 493-516.
Kilic E. (2015) Ibnul Arabi. – Istanbul: ISAM yayinlari. – 126-127.
Muhiddinov M., Eltazarov J. (2014) Ali Sîr nevâyî’nin eserlerinde kâmil insan kavraminin yorumuve onun çağdaş «insani gelişim» düşüncesiyle felsefi-estetik açidan bağlantilari // Düşüncesiyle Felsefi-Estetik Açıdan Bağlantıları”. Türk Dünyası Bilgeler Zirvesi: Gönül Sultanları Buluşması. 26-28 Mayıs Eskişehir 2013. – Eskişehir: Türk Dünyası Kültür Başkenti Ajansı (TDKB). – 489-499.
Navoiy A. (1960) Hamsa, Tenkidi Metin, Neşrge tayyarlavçi P.Şemsiyev. – Taşkent: Fan. –48.
Nesefi A. (1997) Hakikatlerin ozu (Zubdetul hakakik), cev.: M. Murat Tamar. – Istanbul: Insan Yayinlari. – 112.
Simsek H. (2016) Tasavvufi dusuncede kamil insan karakteri ve insasi. Uluslararasi kişilik ve karakter inşâsinda dinin yeri sempozyumu. 10-12 haziran 2016. – Ordu: Ordu universitesi. – 431-441.
Sinanoglu A. (2008) Islâm düşüncesinde "insan-i kâmil" anlayişi ve Allah ile ilişkilendirilmesinin teolojik değeri // KELAM ARAŞTIRMALARI DERGISI 6:2. – Ankara: Yayin. – 93-114.
Анарбаев Н., Әкімханов А. (2015) Құран Кәрім (қазақша түсіндірмелі аударма). – Алматы: «Көкжиек» баспасы. – 624.
Қажыбай А. «Толық адам» тағылымы // https://egemen.kz/article/254633-tolyq-adam-taghylymy
Омаров Д. Абай толық адам туралы // https://adebiportal.kz/kz/news/view/abai_tolik_adam_turali__22874
References
Akot B. (2013) Degerler egitimi acisindan insani kamil dusuncesi ve gunumuzde karsilasilan zorluklar [The idea of human perfection in terms of values education and the difficulties encountered today]. Journal of Islamic Research. №24 (11). – 56-70. (in Turkish)
Anarbaev N., Ukimkhanov A. (2015) Qur`an Karim [Kazakh explanatory translation]. – Almaty: "Kokzhiek" baspasy, 624. (in Kazakh)
Asim Efendi (1305) Kamus tercemesi [Kamus translation]. – Istanbul: Erzincan. C. II. – 871-873. (in Turkish)
Cebecioglu E. (2004) Tasavvuf terimleri deyimleri sozlugu [Dictionary of Sufi terms and idioms]. – Istanbul: Anka yayinlari. – 302. (in Turkish)
Cili A. (1383/1963) El-Insanul-kamil. I-II [Al-Insanul-kamil]. – Kahire: – Istanbul: Kitsan. – 471. (in Turkish)
Kajybai A. ``Tolyk adam tagylymy`` // https://egemen.kz/article/254633-tolyq-adam-taghylymy
Kilic E. (2015) Muhyiddin Ibnul-Arabi, DIA. С. XX [Muhyiddin Ibnul-Arabi, DIA. C. XX]. – Istanbul: Diyanet Vakfi. – 493-516. (in Turkish)
Kilic E. (2015) Ibnul Arabi. – Istanbul: ISAM yayinlari. – 126-127. (in Turkish)
Muhiddinov M., Eltazarov J. (2014) Ali Sîr nevâyî’nin eserlerinde kâmil insan kavraminin yorumuve onun çağdaş «insani gelişim» düşüncesiyle felsefi-estetik açidan bağlantilari // Düşüncesiyle Felsefi-Estetik Açıdan Bağlantıları”. Türk Dünyası Bilgeler Zirvesi: Gönül Sultanları Buluşması. 26-28 Mayıs Eskişehir 2013 [World of Turkic Sages Summit: Meeting of Sultans of Hearts]. – Eskişehir: Türk Dünyası Kültür Başkenti Ajansı (TDKB). – 489-499. (in Turkish)
Navoiy A. (1960) Hamsa, Tenkidi Metin, Neşrge tayyarlavçi P.Şemsiyev [Hamsa, Criticism Metin, Publisher P. Shemsiyev]. – Taşkent: Fan. – 48. (in Uzbek)
Nesefi A. (1997) Hakikatlerin ozu (Zubdetul hakakik), cev.: M. Murat Tamar [The essence of truths (Zubdetul hakakik), trans.: M. Murat Tamar]. – Istanbul: Insan Yayinlari. – 112. (in Turkish)
Omarov D. Abai tolyk adam turaly // https://adebiportal.kz/kz/news/view/abai_tolik_adam_turali__22874
Simsek H. (2016) Tasavvufi dusuncede kamil insan karakteri ve insasi. Uluslararasi kişilik ve karakter inşâsinda dinin yeri sempozyumu. 10-12 haziran 2016 [Perfect human character and human nature in Sufi thought. International symposium on the place of religion in personality and character building. 10-12 June 2016]. – Ordu: Ordu universitesi. – 431-441. (in Turkish)
Sinanoglu A. (2008) Islâm düşüncesinde "insan-i kâmil" anlayişi ve Allah ile ilişkilendirilmesinin teolojik değeri // KELAM ARAŞTIRMALARI 6:2 [The understanding of "perfect human being" in Islamic thought and the theological value of associating it with God // KELAM RESEARCH 6:2]. – Ankara: Yayin. – 93-114. – 93-114. (in Turkish)