Специфика тарикат – пути мистического постижения истины
DOI:
https://doi.org/10.26577//EJRS.2021.v28.i4.r1Ключевые слова:
суфизм, тарикат, шариат, маарифат, хакикатАннотация
Проблема тариката, связанная с постижением Аллаха в феноменальном, материальном мире является узловой в суфизме. Она раскрывает сущность «Я» и «Ты», взаимоотношения человека и Бога. Согласно суфизму, человек является чувственным, страдающим существом и причина этих страданий – нафс, под которым понимаются страсти, похоти, привязанность к земному бытию. И задачей человека является освобождение от нафс, для чего и необходим тарикат – путь самосовершенствования человека. В статье раскрываются особенности тариката, его этапы – шариат, тарикат, маарифат и хакикат. Каждому из этих этапов присущи свои формы познания, которые в символической форме передаются посредством различных жидкостей – воды, молока, меда и вина. Анализируются эти формы познания в тесной связи с этапами и макамами, стоянками, каждая из которых символизирует определенные морально-психологические состояния на пути познания Бога. Рассматриваются различные подходы к тарикату, существующие в научной литературе. Особое внимание уделяется принципам, методологии рассмотрения этой сложной проблемы. При исследовании пути мистического постижения Бога, авторы опирались и на источниковедческую литературу. Раскрываются ценность данного исследования, ее практическая значимость.
Ключевые слова: суфизм, тарикат, шариат, маарифат, хакикат, нафс, фана.
Библиографические ссылки
Аль-Газали Абу Хамид (1980) Воскрешение наук веры. - М .: ГРВЛ. - 376.
Бертельс Э.Е. (1965) Суфизм и суфийская литература. - М .: Наука. - 524.
Ибн Араби (1980) Драгоценные камни мудрости. - Бейрут: Paulist Press. - 208.
Казанский К. (1905) Суфизм с точки зрения современной психопатологии. - Самарканд: «Труд». - 150.
Маматов М.А. (2011) Суть суфизма: для студентов с углубленным изучением истории и культуры ислама. - Уфа: Изд-во БГПУ. - 168.
Мухаммедходжаев А. (1990) Гносеология суфизма. - Душанбе: Дониш. - 116.
Петрушевский И. П. (1966) Ислам в Иране VII-XV вв. - Л .: Издательство Ленинградского университета. - 329.
Шах И. (1994) Суфизм. - Москва: Клышников, Комаров и К. - 445.
References
Al-Ghazali Abu Hamid (1980) Voskreshenie nauk o vere [Resurrection of the sciences of faith]. – M.: GRVL. – 376. (in Russian)
Arberry A.J. (2002) Sufism. The mystics of Islam. Tr. from English. – M.: Sfera. – 272.
Bertels E.E. (1965) Sufizm i sufijskaja literatura [Sufism and Sufi Literature]. – M.: Nauka. – 524. (in Russian)
Ibn Arabi (1980) Gemmas of wisdom. - Beirut: Paulist Press. – 208. (in Arabic)
John A. Subhan. (2005) Sufism. His saints and shrines. / Tr. from English. – SPb.: Publishing house "DILIA". – 256.
Jung K. (1998) Psychological commentary. // The Tibetan Book of the Dead. Tr. from English. – M.: Fair-Press. – 336.
Kazansky K. (1905) Sufizm s tochki zrenija sovremennoj psihopatologii [Sufism from the point of view of modern psychopathology]. – Samarkand: "Trud". – 150. (in Russian)
Lynn Wilcox (2005) Sufism and Psychology. / Per. from English. – SPb.: Publishing house "DILYA". – 236.
Mamatov M.A. (2011) Sut' sufizma: dlja studentov s uglublennym izucheniem istorii i kul'tury islama [The essence of Sufism: for students with in-depth study of the history and culture of Islam]. – Ufa: Publishing house of BSPU. – 168. (in Russian)
Mukhammedhodjaev A. (1990) Gnoseologija sufizma [Gnoseology of Sufism]. – Dushanbe: Donish. – 116. (in Russian)
Petrushevsky I. P. (1966) Islam v Irane VII-XV vekah [Islam in Iran VII-XV centuries]. – L.: Leningrad University Press. – 329. (in Russian)
Shah I. (1994) Sufism. – Moscow: Klyshnikov, Komarov and K. – 445. (in Russian)
Shure E. (1997) Divine evolution. From the Sphinx to Christ. Tr. with fr. Wackler REFL-book. – 352.
The world of Validdin (2004) Quranic Sufism. / Tr. from English – SPb.: "Publishing house" DILYA". – 224.