Отражение религиозных мировоззрений в исламской культуре в произведении «Иршад аль-Мулуук ва ас-Салатин»

Авторы

  • D. Shalkarov Национальный университет обороны имени Первого Президента – Елбасы, г. Астана, Казахстан http://orcid.org/0000-0002-4794-0142
  • K. Aubakirova Кызылординский университет имени Коркыт Ата, г. Кызылорда, Казахстан http://orcid.org/0000-0002-3713-1608

DOI:

https://doi.org/10.26577//EJRS.2023.v33.i1.r7
        90 0

Аннотация

В статье отражено средневековое тюркское мировоззрение, влияние и взаимозависимость тюркской духовной культуры на исламский мир, языковые особенности тюркского кыпчакского этноса и их связь с исламской культурой, преобладание тюркского языка и его место в обществе, язык и грамматические особенности, cчитается, что кыпчакский язык играл важную роль в социальных отношениях исламского мира. В качестве объяснения религиозных произведений, написанных на арабском языке того времени (XIV век), общественность обсуждало написание религиозных трактатов на кыпчакском языке, их оригиналы и копии, религиозные трактаты и переводы классической литературы на кыпчакском языке. Труд написанный в XIV веке на кыпчакском языке «Иршад ал-Мулук ва ас-Салатин» является одним из важнейших произведений в истории тюркского (кипчакского) языка и литературы. В статьте также обсуждается, что данное произведение стало одним из самых важных произведений не только среди тюрков, но и в исламском мире в целом. Отмечено, что рукопись написана на кыпчакском языке по приказу эмира Александрии Сайфи Баджмана.  Проведен герменевтический и текстологический анализ рукописи.

Ключевые слова: тюркский мир, средневековое кыпчакское пространство, исламская культура, тюркское мировоззрение, кыпчакский язык.

Библиографические ссылки

Әдебиеттер

Brockelmann, C. (1898) GAL, Geschichte der arabishen Litteratur. – Berlin. В.І. – 1072.
Ceric, M. (1995) Roots of Synthetic Theology in Islam. A study of the Theology of Abu Mansur al-Maturidi. – Kuala Lumpur: ISTAC. – 456.
Ibn el-Fakih (1885). Kitab el-Buldan. De Goeje. – Leyden: Elzeviriana. – 398.
Islam Ansiklopedisi (2020). – Ankara: TDV Yayınları / İSAM Yayınları. – 529.
Kаvakçı, Y. (1976) ХІ ve XII asırlarda Karahanıylar davrinde Mavara an-Nahr Islam Hukukçıları. – Ankara: Otto – 305.
Şeşen, Ramazan (1988) Ebû Osman Amr b. Bahr, Hilâfet Ordusunun Menkіbeleri ve Türkler’in Fazîletleri. – Ankara: Türk Kültürünü Araştırma Enstitüsü Yayınları. – 378.
Toparlı, Recep (1992). Irşadül mülük ve es-selatın. – Ankara: ATATÜRK kültür, dil ve tarıh yüksek kurumu, türk dil kurumu yayınları. – 627.
Van Ess J. (1970). The logіcal structure of Islamіc Theology. Logіc іn Classіcal Culture. Edіted by G. E. Von Grunebaum. – Otto Harrossowіtz. Р. – 50.
Берке Факиһ (1385) «Иршәдул-мулук уәс-салатин» қолжазбасы. – Стамбул: Сулаймания кітапханасы, Аясофья бөлімі №1016. – 498.
Yaşar Çağbayır (1996). Bilge Kağan Yazıtı. Sevim Yörük-Yaşar Yörük. Açıklamalı Atasözleri Sözlüğü. – İstanbul: Serhat yayınları. – 293 s.

References

Brockelmann, C. (1898). GAL, Geschichte der arabishen Litteratur [History of Arabic Literature]. – Berlin. В.І. – 1072.
Ceric, M. (1995). Roots of Synthetic Theology in Islam. A study of the Theology of Abu Mansur al-Maturidi. – Kuala Lumpur: ISTAC. – 456.
Ibn el-Fakih (1885). Kitab el-Buldan [The book of countries]. De Goeje. – Leyden: Elzeviriana. – 398.
Islam Ansiklopedisi (2020). [Islamic Encyclopedia]. – Ankara: TDV Yayınları / İSAM Yayınları. – 529.
Kаvakçı, Y. (1976). ХІ ve XII asırlarda Karahanıylar davrinde Mavara an-Nahr Islam Hukukçıları [Mavara an-Nahr Islamic Lawyers in the ХІ and XII centuries under the Karakhanids]. – Ankara: Otto – 305.
Şeşen, Ramazan (1988). Ebû Osman Amr b. Bahr, Hilâfet Ordusunun Menkіbeleri ve Türkler’in Fazîletleri [The Legends of the Caliphate Army and the Virtues of the Turks]. – Ankara: Türk Kültürünü Araştırma Enstitüsü Yayınları. – 378.
Toparlı, Recep (1992). Irşadül mülük ve es-selatın [Guiding the sultans]. – Ankara: ATATÜRK kültür, dil ve tarıh yüksek kurumu, türk dil kurumu yayınları. – 627.
Van Ess J. (1970). The logіcal structure of Islamіc Theology. Logіc іn Classіcal Culture. Edіted by G. E. Von Grunebaum. – Otto Harrossowіtz. – 50.
Berke el-Fakih. «Иршәдул-мулук уәс-салатин» қолжазбасы [The manuscript of «Guiding the sultans» қолжазбасы]. – Стамбул: Сулаймания кітапханасы, Аясофья бөлімі №1016. – 498.
Yaşar Çağbayır. (1996). Bilge Kağan Yazıtı. Sevim Yörük-Yaşar Yörük. Açıklamalı Atasözleri Sözlüğü. [Bilge Kagan Inscription. Sevim Yörük-Yaşar Yörük. Annotated Dictionary of Proverbs]. – İstanbul: Serhat yayınları, 1996. – 293.

Дополнительные файлы

Как цитировать

Shalkarov, D., & Aubakirova, K. (2023). Отражение религиозных мировоззрений в исламской культуре в произведении «Иршад аль-Мулуук ва ас-Салатин». Вестник КазНУ, Серия Религиоведение, 33(1), 58–67. https://doi.org/10.26577//EJRS.2023.v33.i1.r7