Особенности распространения ислама в Центральной Азии (на примере Узбекистана)
DOI:
https://doi.org/10.26577/EJRS.2022.v30.i2.r10Ключевые слова:
Арабское завоевание, халифат, монотеистическая религия, пророк Мухаммед, МавераннахрАннотация
За годы независимости в Узбекистане интенсифицировались исследования по проблемам ислама и исламской культуры. Проводится широкомасштабная работа по сохранению и развитию национальной духовной культуры, ценностей, традиции. И целью данной статьи является исследование распространения ислама в центральноазиатском регионе, в частности в Узбекистане. Анализируются процессы, происходившие на Аравийском полуострове, которые привели к возникновению ислама и созданию огромного теократического государства – Арабского Халифата, который со второй половины VII века начал завоевание центральноазиатских государств. Раскрываются четыре этапа завоевательной политики, отличающиеся по продолжительности, целям и результатам. Отмечается, что завоевания Мавераннахра для Арабского халифата явились одним из существенных, богатых источников дохода. Хотя еще пророк Мухаммад официально предпринимал эти походы в соседние страны с идеологической целью – распространение ислама. Анализируются причины побед арабов над местным населением. Основная причина автором видится не только в силе арабов, но и в том, что захваченные страны отличались политической, социальной, культурной раздробленностью, наличием острых экономических проблем. Средняя Азия была разделена на множество мелких государств и не была в состоянии оказать жесткого, серьезного отпора арабам. Завоевание Центральной Азии арабами, продолжавшееся почти сто лет, завершилось в 30-40-х гг. VIII в. Арабские завоеватели нанесли много вреда местному населению, выселяя их с насиженных мест, грабя, разрушая оросительные системы, что приводило к превращению плодородных земель в пустыни. Такое отношение со стороны завоевателей порождало различные формы сопротивления, включая и восстания. Описывается восстание под предводительством Муканны. Были и другие народные освободительные движения Тем самым показывается, что распространение ислама прошло длительный и тернистый путь. Сегодня ислам выступает доминирующей религией Узбекистана.
Ключевые слова: Арабское завоевание, халифат, монотеистическая религия, пророк Мухаммед, Мавераннахр
Библиографические ссылки
Абдакимов А., Бегалинова К., Кенжин К. и др. (2007) Казахстан – центр межконфессионального согласия: Книга-альбом. – Астана: Государственное учреждение «НИиАЦ по вопросам религии» МЮ РК. – 96.
Алиярлы, С. ред. (2009) История Азербайджана. С древнейших времен до 70-х гг. ХIХ в. – Баку: «Ciraq». – 784.
Арабо-мусульманская философия//Электронный источник: https:// iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH0 . – Дата обращения: 15.10.2021
Бартольд В.В. (1964) Исмаил б.Ахмад.// Бартольд В.В. Сочинения. Т. II, Ч. 2: Работы по отдельным проблемам истории Средней Азии. – М.: Наука. – 522.
Бируни Абу Райхан (1957) Избранные произведения. Т.І. Памятники минувших поколений. – Ташкент: АН УзССР. – 516.
Гафуров Б.Г. (2009) Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. Книга II. – Душанбе: «Ирфон». – 480.
Лимэн Оливер (2007) Введение в классическую исламскую философию /Пер. с ангд. – М.: «Весь Мир». – 280.
Пиотровский М.Б. (1980) Послесловие// В кн. Ирвинг Н. Жизнь Мухаммеда. – Алма-Ата: Жазушы, 1990. – 304
Советская историческая энциклопедия (1965). – М.: Советская Энциклопедия. – Т. VI. – статья «Исмаил Самани». – 351.
Тревер К.В., Якубвский А.Ю., Воронец М.Э. (1950) История народов Узбекистана. Том І. С древнейших времен до начала XVІ века. – Ташкент: АН УзССР. – 474.
Фролова Е.А. (2006) История арабо-мусульманской философии. Средние века и современность: Учебное пособие. – М: ИФ РАН. – 199.
References
Abdakimov A., Begalinova K., Kenzhin K. i dr. (2007) Kazakhstan – tsentr mezhkonfessionalnogo soglasiya: Kniga-albom [Kazakhstan – the center of interfaith harmony: Book-album]. – Astana: Gosudarstvennoe uchrezhdenie «NIiATs po voprosam religii» MYu RK. – 96. (in Russian)
Aliyarly, S. ed. (2009) Istoriya Azerbaidzhana. S drevneishikh vremen do 70 g. XIX v. [History of Azerbaijan. From ancient times to 70 years of the twentieth century]. – Baku: «Ciraq». – 784. (in Russian)
Arabo-musulmanskaya filosofiya.//Elektronnyi istochnik: https:// iphlib.ru/ library/collection/newphilenc/document/HASH0. Data obrashcheniya: 15.10.2021
Bartold V.V. (1964) Ismail b.Akhmad.//Sochineniya. - M.: Nauka. -522. (in Russian)
Biruni Abu Raikhan. (1957) Izbrannye proizvedeniya. Vol I. Pamyatniki minuvshikh pokolenii [Selected works. Vol I. Monuments of past generations]. – Tashkent: AN UzSSR. – 516. (in Russian)
Frolova E.A. (2006) Istoriya arabo-musulmanskoi filosofii. Srednie veka i sovremennost: Uchebnoe posobie. — M.: IPh. RAN. – 199. (in Russian)
Gafurov B.G. (2009) Tadzhiki. Drevneishaya, drevnyaya i srednevekovaya istoriya [Tajiks. Ancient, ancient and medieval history]. Book II. – Dushanbe: «Irfon». – 480. (in Russian)
Limen Oliver (2007) Vvedenie v klassicheskuyu islamskuyu filosofiyu [Introduction to Classical Islamic Philosophy]. /tr. from Eng. – M.: Izdatelstvo «Ves Mir». – 280.
Piotrovskii M.B. (1980) Posleslovie.// V kn. Irving N. Zhizn Mukhammeda [Afterword.// In the book. Irving N. Life of Muhammad]. Alma-Ata: Zhazushi? 1990/ - 304. (in Russian)
Sovetskaya istoricheskaya entsiklopediya (1965). – M.: Sovetskaya Entsiklopediya. Vol. 6. — statya «Ismail Samani». – 351. (in Russian)
Trever K.V., Yakubvskii A.Yu., Voronets M.E. (1950) Istoriya narodov Uzbekistana. S drevneishikh vremen do nachala XVI veka, Vol. I. – Tashkent: AN UzSSR. – 474. (in Russian)