Шаманизм и метафизика

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577//EJRS.2022.v31.i3.r10

Ключевые слова:

шаманизм, экстаз, вдохновение, сознание, душа

Аннотация

В этой статье я исследую жизнеспособность шаманской онтологии. Через призму немецкого философа Людвига Клагеса (1872-1956) я рассматриваю представление философских ценностей шаманизма. Клагес был одним из последних европейских философов, которые представили традицию, которая серьезно относилась к измененным состояниям сознания. Клагес же рассматривал "дух" (=разум, воля), описываемый как разрушитель, противопоставляя "душу" (=жизнь), обладающую питательным, жизнеутверждающим характером. Его образ мышления также можно назвать "психофилософией", поскольку он изучал психологию и космологию в сочетании. Интеллектуальное наследие Клагеса-наследие немецкого романтизма-полностью не учитывалось (не исключалось) в возросшей господствующей философско-научной мысли ХХ и ХХІ веков. В этой статье я постараюсь показать, что философия Клагеса объясняет не только глубинные состояния сознания, но и гармонию "оригинальных образов". Рассмотрение этой проблемы позволяет устранить разрыв между философским мышлением и шаманским (шаманским) сознанием. Я также кратко остановлюсь на предполагаемой предрасположенности шаманского сознания к "патологии". К сожалению, работа Клагеса до сих пор практически не переведена. Поэтому в своей исследовательской работе я перевел в качестве аргумента наиболее важные отрывки.

Ключевые слова: шаманизм, экстаз, вдохновение, сознание, душа

Библиографические ссылки

Barušs, Imants and Julia Mossbridge, Eds. (2016). Transcendent Mind: Rethinking the Science of Consciousness. Washington: American Psychological Association.
Bishop, Paul (2018). Ludwig Klages and the Philosophy of Life. A Vitalist Toolkit. London/New York: Routledge. Alksnis, Gunnar (2015, 1970). Chthonic Gnosis. Ludwig Klages and his Quest for the Pandaemonic All. München: Theion Publishing.
Eliade, Mircea (1972). Shamanism. Archaic Techniques of Ecstasy. Princeton: Princeton University Press (orig. French ed., 1951).
Empedokles. Fragments and Commentary (1898). Trans. Arthur Fairbanks. London: K. Paul, Trench, Trubner.
Fichte, I.H. (1876). Anthropologie. Leipzig: Brockhaus.
Halifax, Joan (1979). Shamanic Voices. A Survey of Visionary Narratives. New York: Dutton.
Houston, Jean (2011, 1974). ‘Myth, Consciousness, and Psychic Research,’ in: Mitchell, E.D. (ed.). Psychic Exploration. A Challenge for Science, Understanding the Nature and Power of Consciousness. New York G. P. Putnam’s Sons
Kelly, Edward F. et al. (2010, 2007). Irreducible Mind: Toward a Psychology for the 21st Century. New York etc.: Rowman & Littlefield Publ.
Klages, Ludwig (1981, 1929-1932). Der Geist als Widersacher der Seele (‘The Spirit as the Adversary of the Soul’). Bonn: Bouvier Verlag. Sigl. GWS.
Prel, Carl du (1888). Die monistische Seelenlehre (‘Monistic Doctrine of the Soul’). Leipzig: Günther.
Sahni, Sanjeev P., Tithi Bhatnagar, Pankaj Gupta, Eds. (2022). Spirituality and Management. From Models to Applications. Singapore: Springer.
Stein, Murray, Ed. (1984, 1982). Jungian Analysis. Boulder & London: Shambhala.
Steinbeck, Albrecht (1836). Der Dichter ein Seher, oder über die innige Verbindung der Poesie und der Sprache mit dem Hellsehen (‘The Poet as a Seer, or, the Intimate Connection between Poetry and Language, and Clairvoyance’). Leipzig: G.J. Göschen.
Tuéni, Nadia (1985). Les œuvres poétiques complètes. Beyrouth: Ed. an-Nahar.

Дополнительные файлы

Опубликован

2022-09-14

Выпуск

Раздел

Зарубежные публикации