Религиозные основы исламских финансовых продуктов: мудараба, мушарака и мурабаха

Авторы

  • ‪R. Mukhitdinov‬‏ Египетский университет исламской культуры Нур-Мубарак, г. Алматы, Казахстан http://orcid.org/0000-0003-3910-8222
  • N. Stambakiyev Египетский университет исламской культуры Нур-Мубарак, г. Алматы, Казахстан http://orcid.org/0000-0002-6781-5066

DOI:

https://doi.org/10.26577//EJRS.2023.v34.i2.r8
        128 0

Ключевые слова:

исламское финансирование, теория, ростовщичество, исламские финансовые продукты, мудараба, мурабаха, мушарака

Аннотация

В XX веке в большинстве мусульманских стран, вновь обретших независимость от колониализма, отразилась тенденция к возрождению религиозных знаний. Часто говорилось о том, что ислам является универсальной религией, охватывающей различные сферы жизни, выдвигались инициативы по применению исламских учений в социально-экономической сфере общества. Одним из главных вопросов, обсуждаемых в обществе на фоне стремлений к возрождению национальной, религиозной идентичности, стала деятельность банков западного типа. Недовольство мусульманской общественности традиционными банками, работающими с ростовщичеством, вызвало необходимость в создании альтернативной финансовой системы в соответствии с требованиями шариата. В данной статье изучены исторические предпосылки возникновения первых теорий исламской финансовой системы и проведен анализ смыслового содержания теорий. В частности, был проведен сравнительный анализ выводов и мнений касательно долговых финансовых продуктов и долевого участия и причин запрета ростовщичества. Обсуждены особенности долговых финансовых продуктов и долевое участие исламских банков, выполняющих функции финансового посредника. Определены причины разделения и разных шариатских хукмов (положений) касательно  процентных займов и торговли в рассрочку. Заключено, что исламская финансовая система не отрицает экономической ценности времени, и что причиной запрета ростовщичества является тот факт, что заемщик владеет личным имуществом должника без каких-либо материальных обязательств на основании.

Ключевые слова: исламское финансирование, теория, ростовщичество, исламские финансовые продукты, мудараба, мурабаха, мушарака.

Библиографические ссылки

Әдебиеттер

Adeyemi A., Archer S. (2019) Risk sharing in Islamic banks. IFSB working paper series. Technical and Research Department. – Kuala Lumpur. – 44
Ahmad A. (1993) Contemporary Practices of Islamic Financing Techniques. IRTI Research Paper No. 20. Jeddah: IRTI (Islamic Development Bank). – 43.
Ali M.A. and Hussain T. (2016) Equity Based Finance: A Product Development Perspective. Journal of Global Business and Social Entrepreneurship, vol. 1, no.1. – 119-127.
Al-Jarhi M. (2013) Gaps in the Theory and Practice of Islamic Economics. Jidda, Saudi Arabia. Journal of King Abdulaziz university: Islamic Economics, vol. 26, no. 1. – 43-254.
Al-Suwailem S. (2009) Qadaia fil-iqtisad wat-tamuiil. International Islamic Bureau for Economics & Finance. Daru Kunuz wa Shibiliya. – 520.
Dawaba, A. (2007) Dirasaat fit-tamuiil al-islami [Studies in Islamic Finance]. – Cairo: Daru as-Salam. – 257.
Chapra M.U. (1985) Towards a Just Monetary System, London: The Islamic Foundation. – 299.
Fahim Khan M. (1991) Time value of money and discounting in Islamic perspective. Review of Islamic Economics, vol. 1, no. 2. – 35-45.
Iqbal M. and Molyneux P. (2005) Thirty Years of Islamic Banking: History, Performance and Prospects. Antony Rowe Ltd, Chippenham and Eastbourne. Great Britain. – 209.
Islahi A. (2009) Four generation of Islamic economists. Journal of King Abdul Aziz university Islamic Economics. Vol.23 No. 1. – 165-170.
Ismail A. (2002) The deferred contracts of Exchange: Al Qur’an in Contrast with Islamic Economics, Theory of Banking and Finance. Malaysia: Institute of Islamic Understanding. – 78.
Kahf M. (2004) Islamic Economics, what went wrong? http://monzer.kahf.com/papers/english/ISLAMIC_ECONOMICS_what_went_wrong_SEPT_03_IRTI.pdf
Kahf M. (2011) Asassyatu tamuil islami [Fundamentals of Islamic Finance]. Kuala Lumpur, International Shari’ah Research Academy for Islamic Finance. – 391.
Kahf M. (2014) Notes on Islamic Economics: Islamic Finance and Banking. Great Britain. – 478.
Kahf M., Khan T. (1992) Principles of Islamic financing: A survey. IRTI. – 47.
Mervyn K. L. (2015) Models of Islamic Banking: The Role of Debt and Equity Contracts. KJAU: Islamic Economics., vol. 28. No. 1. – 151-164.
Monzer K. (2001) Hiuwar haula al-uwasata al-maaliya wa al-masaarif al-islamiya [Dialogue on financial intermediation and Islamic expenses]. Journal of King Abdul Aziz university Islamic Economics, vol. 13. – 91-99.
Siddiqi N. (2006) Islamic Banking and Finance in Theory and Practice: a survey of state of the art. Islamic Economic Studies, vol. 13, No.2. – 1-46.
Taqi Usmani M. (1998) An introduction to Islamic Finance. Karachi: Idaratu Maarif https://muftitaqiusmani.com/books/english/pdf/An_Introduction%20_to_Islamic_Finance.pdf
Vogel. F., and Hayes S. (1998) Islamic Law and Finance: Religion, Risk and Return. Kluwer Law International. The Hague. The Netherlands. – 348.

Дополнительные файлы

Как цитировать

Mukhitdinov‬‏, ‪R., & Stambakiyev, N. (2023). Религиозные основы исламских финансовых продуктов: мудараба, мушарака и мурабаха. Вестник КазНУ, Серия Религиоведение, 34(2), 74–82. https://doi.org/10.26577//EJRS.2023.v34.i2.r8