Опыт борьбы с деструктивными религиозными течениями в условиях постсекулярного Казахстана: особенности и социальная ответственность
DOI:
https://doi.org/10.26577//EJRS.2023.v33.i1.r8Аннотация
В статье раскрываются деструктивные религиозные течения, их понятия и особенности. Также в статье авторами были выделены виды деструктивных религиозных течений, для определения которых были использованы фундаментальные научные труды и исследования. Авторы раскрывают негативные последствия для общественного порядка и целостности государства, отрицательное воздействие на жизнь человека, возникающие вследствие действий деструктивных религиозных течений. Обосновывается необходимость ведения борьбы с деструктивными религиозными течениями. Демонстрируется опыт борьбы с деструктивными религиозными течениями в Республике Казахстан в условиях постсекулярности. Определены правовые основы деятельности Республики Казахстан в отношении деструктивных религиозных течений. Проанализированы законы, принятые в первые годы суверенитета страны. В статье также дается оценка международных организаций деятельности Республики Казахстан в условиях постсекулярности в отношении деструктивных религиозных течений. Определено международное значение данных мероприятий. В статье раскрыта социальная значимость борьбы с деструктивными религиозными течениями. Раскрываются задачи, которые должны выполнять не только правоохранительные органы, но и научное сообщество в борьбе с деструктивными религиозными течениями в Республике Казахстан в условиях постсекулярности. Учитывая возможности современных средств массовой информации, дана оценка новым формам борьбы с деструктивными религиозными течениями.
Ключевые слова: деструктивное религиозное течение, постсекулярность, закон, государство, конвенция, традиции, ответственность.
Библиографические ссылки
Абдулганеев Р.Р. (2012) Деструктивные культы и тоталитарные секты как источник распространения религиозного экстремизма // Грамота. №10 (24). – 184.
Александрова З.Е. (2001) Словарь синонимов русского языка. – Москва: Русский язык. – 568.
Артюхов М.Н. (2015) Секта: научная терминология или компрометация новых религиозных движений // Исорическая и социально-образовательная мысль. – Том 7.- №5. Часть 2. – 192.
Ахремеева Ю.В. (2009). Социокультурные основы религиозного экстремизма. – Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. – 178.
Базарбаева Г.А. (2014) Жат діндердің құрсауындағы жастар көп // Дін және қазіргі заман. ІІ басылым. – 140.
Байтенова Н.Ж. (2006) Дінтану негіздері. – Алматы: Қазақ университеті. – 356.
Байтенова Н.Ж., Борбасова Қ.М. (2010) Жаңа діни ағымдардағы сектантықтың әлеуметтік-философиялық мәні // Адам және әлем: философия, ғылым, мәдениет. – 319.
Байтенова Н.Ж., Жетпісбай Н. (2021) Фанатизм түсінігі, мәні мен ерекшеліктері (жалпы фанатизм, радикализм, фундаментализм, экстремизм, терроризм түсініктерінің ара жігін айқындау) // Адам әлемі. – №1 (87). – 124-138.
Борбасова Қ.М. (2015) Дінтанудағы сектатану // ҚазҰУ хабаршысы. Дінтану сериясы. - №1 (1). – 176.
Дик Н.Ф. (2006). Культура и традиции мировых религий. – Ростов на Дону: Баро-пресс. – 232.
Жандосова Ш.М. (2014) Діни экстремизмге қарсы Қазақстан Республикасының саясаты // Философия докторы PhD ғылыми дәрежесін алу үшін дайындалған диссертация. – 126.
Коломийцев В.Ф. (2004) Социология Герберта Спенсера. – Социс. - №1. – 176.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. (2004) Современный толковый словарь русского языка. – Санкт-Петербург: ИТИ Технологии. – 1254.
Омаров А.Қ. (2014) Теріс діни ағымдардың ортақ белгілері // Дін және қазіргі заман. ІІ басылым. – 140.
Пчелинцев А.В. (1999) К вопросу о терминах «традиционная релиягия» и «секта» // Религия и право. - №2. – 188..
Сидоров П.И. (2005) Психический терроризм – нелетальное оружие массового поражения // Российский психиатрический журнал. – №3. – 123.
Lifton R.J. (1989) Thought Reform and the Psychology of Totalism: a Study of Brainwashing in China. – Carolina: UNS Press. – 528 p.
Troeltsch E. (2017) Der Platz des Christentums unter den Weltreligionen // Handbuch Theologie der Religionen. Freiburg; Basel; Wien: Herder. – 192 р.
References
Abdulganeev R.R. (2012) Destruktivnye kulty i totalitarnye sekty kak istochnik rasprostranenija religioznogo jekstremizma [Destructive cults and totalitarian sects as a source of spreading religious extremism] // Gramota. – №10(24). – 184. (in Russian)
Aleksandrova Z.E. (2001) Slovar' sinonimov russkogo jazyka [Dictionary of synonyms of the Russian language]. – Moskva: Russki yazik. – 568. (in Russian)
Artjuhov M.N. (2015) Sekta: nauchnaja terminologija ili komprometacija novyh religioznyh dvizhenij [Sect: Scientific terminology or compromise of new religious movements] // Isoricheskaja i social'no-obrazovatel'naja mysl'. – Tom 7.- №5. Chast' 2. – Moskva. – 192. (in Russian)
Ahremeeva Ju.V. (2009). Sociokulturnye osnovy religioznogo jekstremizma [Socio-cultural foundations of religious extremism]. – Dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata filosofskih nauk. – 178. (in Russian)
Bazarbaeva G.A. (2014) Zhat dіnderdіn kursauyndagy zhastar kop [There are many young people trapped in alien religions] // Dіn zhane kazіrgі zaman. ІІ basylym. – 140. (in Kazakh)
Baitenova N.Zh. (2006) Dіntanu negіzderі [Fundamentals of religious studies]. – Almaty: Kazak universiteti. – 356. (in Kazakh)
Baitenova N.Zh., Borbasova Қ.M. (2010) Zhana dіni agymdardagy sektantyқtyn aleumettіk-filosofijalyk manі [Socio-philosophical meaning of sectarianism in New Religious Movements] // Adam zhane alem: filosofija, gylym, madeniet. – 319. (in Kazakh)
Baitenova N.Zh., Zhetpіsbaj N. Fanatizm tusіnіgі, manі men erekshelіkterі (zhalpy fanatizm, radikalizm, fundamentalizm, jekstremizm, terrorizm tүsіnіkterіnің ara zhіgіn ajkyndau) [The concept, essence and features of fanaticism (defining the relationship between the concepts of fanaticism, radicalism, fundamentalism, extremism, terrorism in general)] // Adam әlemі. – №1 (87). – 2021. – 124-13b. (in Kazakh)
Borbasova Қ.M. (2015) Dіntanudagy sektatanu [Sectarianism in religious studies] // KazUU habarshysy. Dіntanu serijasy. №1 (1). – 176. (in Kazakh)
Dik N.F. (2006). Kultura i tradicii mirovyh religij [Culture and traditions of world religions]. – Rostov na Donu: Baro press. – 232. (in Russian)
Zhandosova Sh.M. (2014) Dіni jekstremizmge karsy Kazakstan Respublikasynyn sajasaty [Policy of the Republic of Kazakhstan against religious extremism] // Filosofija doktory PhD gylymi darezhesіn alu ushіn dajyndalgan dissertacija. – 126. (in Kazakh)
Kolomijcev V.F. (2004) Sociologija Gerberta Spensera [The Sociology of Herbert Spencer]. – Socis. - №1. – 176. (in Russian)
Ozhegov S.I., Shvedova N.Ju. (2004) Sovremennyj tolkovyj slovar' russkogo jazyka [Modern explanatory dictionary of the Russian language]. – Sankt-Peterburg: ITI Technologii. – 1254. (in Russian)
Omarov A.Қ. (2014) Terіs dіni agymdardyn ortak belgіlerі [Common features of negative religious movements] // Dіn zhane kazіrgі zaman. ІІ basylym. – 140. (in Kazakh)
Pchelincev A.V. (1999) K voprosu o terminah «tradicionnaja relijagija» i «sekta» [On the question of the terms «traditional religion» and «sect»] // Religija i pravo. - №2. – 188. (in Russian)
Sidorov P.I. (2005) Psihicheskij terrorizm – neletal'noe oruzhie massovogo porazhenija [Psychic terrorism is a non–lethal weapon of mass destruction] // Rossijskij psihiatricheskij zhurnal. – №3. – 123. (in Russian)
Lifton R.J. (1989) Thought Reform and the Psychology of Totalism: a Study of Brainwashing in China. – Carolina: UNS Press. – 528. (in English)
Troeltsch E. (2017) Der Platz des Christentums unter den Weltreligionen // Handbuch Theologie der Religionen. Freiburg; Basel; Wien: Herder. – 192. (in English)