Человеческая природа в свете религиозно-метафизической системы аль-Фараби
DOI:
https://doi.org/10.26577//EJRS.2023.v34.i2.r4Ключевые слова:
природа человека, философская антропология, калокагатия, телесные органы, жизненная энергияАннотация
Будучи выдающимся и чрезвычайно продуктивным мыслителем, Абу Наср аль-Фараби был хорошо известен во многих областях науки своего времени. В частности, он был заинтересован в изучении природы человека и его происхождения. В своем известном сочинении «Трактат з взглядах жителей добродетельного города» (раздел IV. О человеке. Главы 11–12) аль-Фараби подробно объясняет строение органов человеческого тела, а также природную предрасположенность человека к репродукции. Как мыслитель, проведший тщательный анализ во всех областях исследований, при описании сущности человека аль-Фараби большое внимание уделяет физиологии человеческого организма. Здесь он описывает человеческие органы в рамках их отношения к пищевым и чувственным способностям. Представления Аль-Фараби о человеческом организме и функциях органов во многом основаны на понимании природы человека в рамках античной культуры, где сформировались традиции здорового образа жизни. В то же время в своем анализе телесной природы человека аль-Фараби следует более глубокой мировоззренческой траектории, а именно, доказательству того, что человек есть своего рода вершина божественного творения в мире существ, созданных Аллахом. В области антропологической физиологии, как и в других областях, аль-Фараби проводит идею божественного промысла как фундаментальную концепцию, на основе которой в последующем строится вся его религиозно-метафизическая система.
Ключевые слова: природа человека, философская антропология, калокагатия, телесные органы, жизненная энергия.
Библиографические ссылки
Abdul Razak, Abdul Latif (2012) Book review of Psychology from the Islamic perspective. By Aisha Utz. Riyadh: International Islamic Publishing House, 2011, pp. 351. // Intellectual Discourse, 20:1 (2012) 113-127.
Abdul Razak, Mohd Abbas and other (2021) Call for the Return to the Qualities of the Traditional Muslim Mind. Dinamika Ilmu, Volume 21(1). – 21-36. DOI:10.21093/di.v21i1.2619
Al-Farabi. On the Intellect / Classical Arabic philosophy: an anthology of sources / translated with introduction, notes, and glossary by Jon McGinnis and David C. Reisman. Hackett Publishing Company, Inc. Indianapolis/Cambridge. 2007. – 416 p.
Al-Farabi, Abu Nasr. On the Perfect State (Madabi ara’ ahl al-madinat al-fadilah). Revised Text with Introduction, Translation, and Commentary by Richard Walzer. Great Books of the Islamic World, Inc. (1998) Oxford University Press
Aristotle (1992) Nicomachean Ethics / Translated by W.D.Ross. Batoche Books. Kichener.
Arshad, Munira (2019) The History of Psychology in Islam / American Journal of Humanities and Social Sciences Research (AJHSSR). Volume-3, Issue-3, pp.187-193.
Badri, Malik (2018) Contemplation: An Islamic Psychospiritual Study / The International Institute of Islamic Thought (IIIT).
Baitenova, N.Z. East-west: The basic tendencies of world philosophy | Východ-západ: Základné tendencie svetovej filozofie. Filozofiathis link is disabled, 2004, 59(2), 75–80.
Brugman, J. and J.H. Drossaart Lulofs, eds. (1971) Aristotle, Generation of Animals. The Arabic Translation Commonly Ascribed to Yaḥyā ibn al-Biṭrīq. Leiden: Brill, 1971.
Fakhry, Majid (2002) Al-Farabi, Founder of Islamic Neoplatonism. His Life, Works and Influence/. – Oxford: One World. – 174.
Faruqi, Yasmeen Mahnaz (2006) Contributions of Islamic scholars to the scientific enterprise. International Education Journal, 2006, 7(4), 391-399.
Haque, Amber (2004). Psychology from Islamic Perspective: Contributions of Early Muslim Scholars and Challenges to Contemporary Muslim Psychologists. Journal of Religion and Health. XLIII (4): 357–377.
Jaeger, Werner (1945) Paideia, The Ideals of Greek Culture. Translated by Gilbert Highet. Vol 3. – New York: Oxford University Press. – 374.
Liddell, Henry George; Scott, Robert (1843) A Greek–English Lexicon at the Perseus Project. – UK: Oxford University Press. – 1705.
Matar, Nabil (1996) Alfārābī on Imagination: With a Translation of His “Treatise on Poetry”, College Literature, Vol. 23, No. 1, Comparative Poetics: Non-Western Traditions of Literary Theory. – pp. 100-110.
Polansky, Ronald (2007) Aristotle’s De Anima / Cambridge University Press.
Rescher, Nicholas. Al-Farabi’s Short Commentary on Aristotle’s Prior Analytics. University of Pittsburgh Press, 1963. – 132 p.
Skinner, Rasjid (2010) An Islamic approach to psychology and mental health / Mental Health,Religion & CultureVol. 13, No. 6, September 2010, 547-551.
Walzer, Richard rev. (1998) Abu Nasr Al-Farabi, On the Perfect State (Madabi ara’ ahl al-madinat al-fadilah). Revised Text with Introduction, Translation, and Commentary by. Richard Walzer. Great Books of the Islamic World, Inc. Oxford University Press. – Chicago: KAZI Publications. – 588.
Weiler, Ingomar (2013) “Inverted Kalokagathia”. In Gardner, Jane; Wiedemann, Thomas (eds.). Representing the Body of the Slave Studies in slave and post-slave societies and cultures. – NY: Routledge. – 206.