Идея добродетельного человека в наследии аль-Фараби и тюркских ученых

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577//EJRS.2023.v35.i3.r4

Ключевые слова:

Тюркские ученые, ценности, религиозное воспитание, личность, добродетельный человек

Аннотация

На сегодняшний день идея добродетельного человека в наследии аль-Фараби и тюркских ученых является одной из самых актуальных проблем. Ведь интенсивное социальное развитие нашего общества предъявляет высокие требования к формированию активной, созидательной личности. А в современных условиях общества, при обновлении политических, культурных, социально-экономических аспектов страны на развитие молодого поколения в будущем добропорядочным гражданином, несомненно, будет оказывать большое влияние процесс правильного формирования их личности. Поэтому анализ теоретических исследований, общего понятия личности рассматривается в нескольких областях науки. Добродетельный человек это – результат нравственного воспитания в общественно-историческом развитии.   Формирование личности занимает важное место в характере человека, то есть обеспечивает высокосознательные формы его поведения и деятельности, формирует единство всех его отношений, связанных с истиной. Эта точка зрения легла в основу большинства исследований. Авторы рассматривают ценности, ориентированные на добродетельную личность (мотивы и потребности, стремления и требования, добродетель и милосердие и т. д.) на основе наследия тюркских ученых. Таким образом, добродетельный человек в наследии аль-Фараби и тюркских ученых это, во-первых, индивид как субъект социального общения и сознательной деятельности. Во-вторых, это системное свойство индивида, определяемое его включением в общественные отношения и являющееся основой синкерентности религиозного воспитания.

Ключевые слова: Тюркские ученые, ценности, религиозное воспитание, личность, добродетельный человек.

Библиографические ссылки

Әдебиеттер

Алтынсарин Ы. (2008) Таза бұлақ: Өлеңдер, әңгімелер, очерктер, хаттар. – Астана: «Раритет». – 208.
Ахметбек А. (1998) Қожа Ахмет Йассауи /Көмекші оқу құралы. – Алматы: «Санат». – 112.
Әбу Насыр әл-Фараби (2009) Таңдамалы трактаттары /Құрастырған: Ә.Нысанбаев, Ғ.Құрманғалиева, Ж.Сандыбаев. – Алматы: «Арыс». – 656.
Әл-Фараби философиясы (2005) Жиырма томдық /Құрастырушылар Ә.Нысанбаев, Ғ.Құрманғалиева. – Астана: «Аударма». – 2-т. – 480.
Беркімбаева Ш. (2009) Педагогика тарихы /Жалпы ред. Ш.К.Беркімбаева (Білім беру және педагогикалық ойлар тарихы). Оқулық. – Алматы. – 389.
Бұлұтай М.Ж. (2000) Ата-баба діні? Түркілер неге мұсылман болды? – Алматы: «Білім». – 504.
Гусейнов А.А. (1987) Иррлитц Г.С. Краткая историй этики. – Москва: Мысль. – 350 .
Дүйсенбаев А. Тәрбие теориясы мен әдістемесі. Оқулық. – Астана: «Фолиант» баспасы, 2015. – 320.
Елтұтқа (2001) Ел тарихының әйгілі тұлғалары /Оқу құралы. Құрастырушылар: М. Жолдасбекұлы, Қ. Салғараұлы, А. Сейдімбек. – Астана: «KUL TEGIN». – 356.
Жарықбаев Қ., Қалиев С. (1994) Қазақтың тәлімдік ой-пікір антологиясы /Құрастырған Қ. Жарықбаев, С. Қалиев. – Алматы: «Рауан». – 1-т. – 320.
Жұмабаев М. (2008) Шығармалар жинағы. Аудармалар, ғылыми еңбек, мақалалар. – Алматы: «Жазушы». – 3-т. – 232.
Иассауи Қожа Ахмет (1993) Диуани хикмет (Ақыл кітабы). – Алматы: «Мұраттас». – 262.
Көбесов А. (2006) Әл-Фараби мен Абайды қатар оқығанда: Зерттеу еңбек. – Алматы: «Қазақ университеті». – 258.
Құдайбердіұлы Ш. (1991) Үш анық. – Алматы: «Қазақстан: Ғақлия ғыл.- әдеби орталығы». – 80.
Құнанбайұлы А. (1993) Қара сөздер. – Алматы: «Ел». – 172.
Құсайынов А. (2002) Қазақ тілі терминдерінің салалық ғылыми түсіндірме сөздігі: Педагогика және психология /Жалпы редакциясын басқарған А. Құсайынов. – Алматы: «Мектеп». – 256.
Мырзахметов М. (1994) Абайтану тарихы. – Алматы: «Ана тілі». – 192.
Назарбаев Н.Ә. (2007) Қазақстан жолы. – Астана: Қазақ энциклопедиясы. – 372.
Нысанбаев Ә. (1999) Қазақстан. Ұлттық энциклопедия. «Ә-Г» /Бас ред. Ә. Нысанбаев. – Алматы: «Қазақ энциклопедиясының» Бас редакциясы. – 2-т. – 720.
Росенко М.Н. (1998) Основы этических знаний. – СПб: Лань. – 256.
Тілеужанов М.М. (1994) Қазақ тағылымы. Монография. – Орал. – 320.
Шадинова Г.А. (2009) Жүсіп Баласағұнның философиялық көзқарастарындағы таным мәселесі: философ. ғыл. канд. ...автореф. – Алматы. – 28.

References

Abu Nasyr al-Farabi (2009) Tangdamaly traktattary /Qu`rastyrgan: A.Nysanbaev, G`.Qu`rmang`alieva, Zh.Sandybaev. – Almaty: «Arys». – 656. (in Kazakh)
Ahmetbek A. (1998) Қozha Ahmet Yassawi /Kөmekshі oqu qu`raly. – Almaty: «Sanat». – 112. (in Kazakh)
Al-Farabi filosofijasy (2005) Zhiyrma tomdyq /Qu`rastyrushylar Ә.Nysanbaev, G`.Qu`rmanғalieva. – Astana: «Audarma». – 2-t. – 480. (in Kazakh)
Altynsarin Y. (2008) Taza bulaq: Olengder, an`gіmeler, ocherkter, hattar. – Astana: «Raritet». – 208. (in Kazakh)
Berkіmbaeva Sh. (2009) Pedagogika tarihy /Zhalpy red. Sh.K.Berkіmbaeva (Bіlіm beru zhәne pedagogikalyq ojlar tarihy). Oqulyq. – Almaty. – 389. (in Kazakh)
Bulutaj M.Zh. (2000) Ata-baba dіnі? Tүrkіler nege musylman boldy? – Almaty: «Bіlіm». – 504. (in Kazakh)
Dujsenbaev A. Tarbie teorijasy men adіstemesі. Oqulyq. – Astana: «Foliant» baspasy, 2015. – 320. (in Kazakh)
Eltu`tqa (2001) El tarihynyng әjgіlі tulg`alary /Oқu құraly. Qu`rastyrushylar: M. Zholdasbekuly, Қ. Salgarauly, A. Sejdіmbek. – Astana: «KUL TEGIN». – 356. (in Kazakh)
Gusejnov A.A. (1987) Irrlitc G.S. Kratkaja istorij jetiki. – Moskva: Mysl'. – 350. (in Kazakh)
Iassaui Qozha Ahmet (1993) Diuani hikmet (Aqyl kіtaby). – Almaty: «Murattas». – 262. (in Kazakh)
Kөbesov A. (2006) Al-Farabi men Abajdy qatar oqyg`anda: Zertteu en`bek. – Almaty: «Qazaq universitetі». – 258. (in Kazakh)
Myrzahmetov M. (1994) Abajtanu tarihy. – Almaty: «Ana tіlі». – 192. (in Kazakh)
Nazarbaev N.Ә. (2007) Qazaqstan zholy. – Astana: Qazaq jenciklopedijasy. – 372. (in Kazakh)
Nysanbaev Ә. (1999) Qazaqstan. U`lttyq jenciklopedija. «Ә-G» /Bas red. Ә. Nysanbaev. – Almaty: «Qazaq jenciklopedijasy» Bas redakcijasy. – 2-t. – 720. (in Kazakh)
Qu`dajberdіuly Sh. (1991) Үsh anyq. – Almaty: «Qazaqstan: G`aqlija g`yl.- әdebi ortalygy». – 80. (in Kazakh)
Qu`nanbajuly A. (1993) Qara sөzder. – Almaty: «El». – 172. (in Kazakh)
Qu`sajynov A. (2002) Qazaq tіlі terminderіnің salalyқ ғylymi tүsіndіrme sөzdіgі: Pedagogika zhәne psihologija /Zhalpy redakcijasyn basқarғan A. Qu`sajynov. – Almaty: «Mektep». – 256. (in Kazakh)
Rosenko M.N. (1998) Osnovy jeticheskih znanij. – SPb: Lan'. – 256. (in Kazakh)
Shadinova G.A. (2009) Zhүsіp Balasaғұnnyң filosofijalyқ kөzқarastaryndaғy tanym mәselesі: filosof. ғyl. kand. ...avtoref. – Almaty. – 28. (in Kazakh)
Tіleuzhanov M.M. (1994) Қaz Qazaq aқ taғylymy. Monografija. – Oral. – 320. (in Kazakh)
Zharyқbaev Қ., Қaliev S. (1994) Qazaqtyng tәlіmdіk oj-pіkіr antologijasy /Құrastyrғan Қ. Zharyқbaev, S. Қaliev. – Almaty: «Rauan». – 1-t. – 320. (in Kazakh)
Zhұmabaev M. (2008) Shyғarmalar zhinaғy. Audarmalar, ғylymi eңbek, maқalalar. – Almaty: «Zhazushy». – 3-t. – 232. (in Kazakh)

Дополнительные файлы

Опубликован

2023-09-20