Значение знания и мудрости в труде имама Матуриди “Китабут таухид”

Авторы

  • Ж. Нурматов Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави, г. Туркестан, Казахстан https://orcid.org/0000-0001-5083-0748
  • М. Толегенов Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави, г. Туркестан, Казахстан https://orcid.org/0000-0002-8325-3278
  • T. Абдрасилов Международный университет туризма и гостеприимства, Казахстан, г. Туркестан https://orcid.org/0000-0002-2892-9028

DOI:

https://doi.org/10.26577//EJRS.2024.v37.i1.r8

Аннотация

Абу Мансур аль-Матуриди жил во время правления Самани в Маураннахре, в период, когда халифат Аббасидов был ослаблен и возникли различные религиозные верования, идеологии и течения. Этот период был отмечен усилением нападок на основы ислама как из внутренних, так и из внешних источников. Абу Мансур аль-Матуриди писал работы в то время, когда изучал религиозные течения, а также различные идеологические и философские взгляды, противостоящие исламской вере. Он дал ответы на эти противоположные взгляды, точно объяснив основные религиозные убеждения ислама, тем самым способствуя формированию правильных убеждений. Труды Абу Мансура аль-Матуриди широко изучаются в Казахстане в последнее время. Выводы, особенно касающиеся вероучения в его работах, имеют очень важный характер для поиска решения сложившихся религиозных проблем в обществе. В «Китабут таухид» Матуриди очень рационально изучены деликатные вопросы ислама, определена его потребность в жизни человека. В частности, учение и понимание Хикмета способствуют использованию человеческого разума, осознанию тайны, цели Аллаха в создании творения и, таким образом, доступу к истинным знаниям. Однако эта тема до сих пор недостаточно изучена. В нашей статье мы рассмотрим характеристики понятия учения и Хикмета в «книге Таухида», которые происходят из понятий, составляющих основу матуридского вероучения. 

Ключевые слова: Зрелость, Знание, Мудрость, Справедливость, Созидание, Атрибуты Бога

Библиографические ссылки

References

Abdulbaki M. Fuad (1982) Mu’cem-ul Müfehres. – İstanbul: el-Mektebetu’l-İslâmiyye. – 900.

Arslan H. (2009) Mâtürîdî’ye Göre Evren Ve İnsanın Yaratılış Hikmeti, Hikmet Yurdu, cilt: II, sayı: 4. İmam Mâtüridî ve Mâtüridîlik Özel Sayısı. – 71-90.

Biçer, Ramazan., Sezgin, Osman (2017) Teo-Psikolojik Açıdan Matüridi’de İrade Özgürlüğü // Bilig Sayı 80. – 239-263.

Gazali (2016) İhya’u Ulumid-din. – Ankara: Huzur Yayınevi. – 3761.

Goldziher I. (1993) Klasik Arap literâtürü, (trc: Rahmi Er, Azmi Yüksel). – Ankara: İmaj Yayınları. – 235.

İbn Manzûr Cemaluddin Muhammed (1994) Lisânü’l-Arab. - Beyrut trs.. – 980

Kuzu Selman (1994) Kur’ân’a Göre Hikmet Kavramı. Basılmamış Doktora Tezi. – Sakarya: Sakarya Üniversitesi SBE. – 300.

Mâtürîdî, Ebû Mansur Muhammed b. Mahmud (2005) Kitâbu’t-Tevhid, (Haz. Bekir Topaloğlu, Muhammed Aruçi). – Ankara: İSAM. – 900.

Mukatil b. Süleyman (1993) El-Vucuh ve’n-Nezair. – İstanbul: İlmi Araştırmalar Vakfı. – 540.

Nesefi Ebû’l-Muîn Meymun b. Muhammed (2004) Tabsıratü’l-Edille Fi Usuli’d-Din, (Hazırlayan: Hüseyin Atay). – Ankara: Diyânet İşleri Başkanlığı Yayınları. – 703.

Oral O. (2014) Matürîdî’nin Hikmet Anlayışı. Basılmamış Doktora Tezi. – Kayseri: Erciyes Üniversitesi SBE. – 212.

Ulrich Rudolph (2009) “Mâtürîdî’nin İlâhî Hikmet Anlayışı”, Büyük Türk Bilgini İmâm Mâtürîdî ve Mâtürîdîlik, Milletlerarası Tartışmalı İlmi Toplantı. – İstanbul, MÜİFY. – 483.

Әбу Мансұр әл-Матуриди (2020) Таухид кітабы. – Нұр-Сұлтан: Muftiyat баспасы. – 572.

Кенжетай Д. (2008) Қожа Ахмет Ясауи дүниетанымы. – Алматы: Арыс баспасы. – 360.

Кенжетай Д. (2017) Зайырлы ел – қайырлы ел. – Алматы: Көкжиек. – 392.

Қаратышқанова Қ.Р., Жандарбеков З.З. (2018) Имам Матуриди және қазақ діни ойшылдарының көзқарастарындағы құдайға сенім және оның сезімдік танылуының дәлелдері. Хабаршы. Философия, мәдениеттану, саясаттану сериясы. №3 (65). – 15-24.

Мырзабеков М.М. (2018) Әл-Матуриди ілімінде иман // ҚазҰУ Хабаршысы Философия сериясы. Мәдениеттану сериясы. Саясаттану сериясы. №2 (64). – 15-23.

Райзаева Г., Нурматов Ж. (2022) Имам Матуридидің теологиялық көзқарастары // ҚазҰУ Хабаршысы. Дінтану сериясы. №1 (29) 2022. – 72-81.

References

Abdulbaki M. Fuad (1982) Mu’cem-ul Müfehres. – İstanbul: el-Mektebetu’l-İslâmiyye. – 900. (In Turkish)

Abu Mansur al-Maturidi (2020) Tauhid kitaby [The Book of Tawhid]. – Nur-Sultan: Muftiyat baspasy. – 572. (In Kazakh)

Arslan H. (2009) Mâtürîdî’ye Göre Evren Ve İnsanın Yaratılış Hikmeti, Hikmet Yurdu, cilt: II, sayı: 4. İmam Mâtüridî ve Mâtüridîlik Özel Sayısı. – 71-90. (In Turkish)

Akimkhanov, A. et al. (2016) Prıncıples of Abu Mansur al-Maturidi, Central Asıan Islamıc Theologıan Preoccupıed with the Questıon of the Relatıon Between the Iman/Credo and the Actıon in Islam // European Journal of Science and Theology, December, Vol.12, No.6. – 165-176.

Aslan, I. (2022) Meta-Entıty (Al-Ghayr) and its Value Metaphysıcs in Al-Māturīdī // Ilahiyat Studies 11, No. 1. – 79-110.

Biçer, R., Sezgin, O. (2017) Teo-Psikolojik Açıdan Matüridi’de İrade Özgürlüğü [Freedom of Will in Maturidi from Theo-Psychological Perspective]// Bilig Sayı 80. – 239-263. (In Turkish)

Gazali (2016) İhya’u Ulumid-din. – Ankara: Huzur Yayınevi. – 3761. (In Turkish)

Goldziher, I. (1993) Klasik Arap literâtürü, (trc: Rahmi Er, Azmi Yüksel). – Ankara: İmaj Yayınları. – 235. (In Turkish)

İbn Manzûr, Cemaluddin Muhammed (1994) Lisânü’l-Arab [Encyclopedic dictionary]. - Beirut trs.. – 980. (In Arabic)

Karatyshkanova K.R., Zhandarbekov Z.Z. (2018) Imam Maturidi zhane kazak dіni oishyldarynyn kozkarastaryndagy kudajga senіm zhane onyn sezіmdіk tanyluynyn dalelderі [Belief in God and proofs of his emotional recognition in the views of Imam Maturidi and Kazakh religious thinkers]. Khabarshy. Filosofiya, madeniettanu, sayasattanu seriyasy. №3 (65). – 15-24. (In Kazakh)

Kenjetai D. (2008). Kozha Akhmet Yasawi dunietanymy [Worldview of Khoja Ahmet Yasawi]. – Almaty: Arys baspasy. – 360. (In Kazakh)

Kenjetai D. (2017) Zaiyrly el – qaiyrly el [Independent Country – Benevolent Country]. – Astana. – 392. (In Kazakh)

Kuzu, S. (1994) Kur’ân’a Göre Hikmet Kavramı [The Concept of Wisdom According to the Quran]. Basılmamış Doktora Tezi. – Sakarya: Sakarya Üniversitesi SBE. – 300. (In Turkish)

Mâtürîdî, Ebû Mansur Muhammed b. Mahmud (2005) Kitâbu’t-Tevhid [The Book of Tawhid] (Haz. Bekir Topaloğlu, Muhammed Aruçi). – Ankara: İSAM. – 900. (In Turkish)

Mukatil b. Süleyman (1993) El-Vucuh ve’n-Nezair [Faces and counterparts]. – İstanbul: İlmi Araştırmalar Vakfı. – 540. (In Turkish)

Myrzabekov M.M. (2018) Al-Maturidi іlіmіnde iman [Faith in Al-Maturidi's teachings] // ҚazUU Khabarshysy Filosofiya seriyasy. Madeniettanu seriyasy. Sayasattanu seriyasy. №2 (64). – 15-23. (In Kazakh)

Nesefi, Ebû’l-Muîn Meymun b. Muhammed (2004) Tabsıratü’l-Edille Fi Usuli’d-Din [Insight into the evidence in the fundamentals of religion] (Hazırlayan: Hüseyin Atay). – Ankara: Diyânet İşleri Başkanlığı Yayınları. – 703. (In Turkish)

Oral O. (2014) Matürîdî’nin Hikmet Anlayışı [Maturidi's Understanding of Wisdom]. Basılmamış Doktora Tezi. – Kayseri: Erciyes Üniversitesi SBE. – 212. (In Turkish)

Raizaeva G., Nurmatov Zh. (2022) Imam Maturididіn teologiyalyk kozkarastary [Theological view of Imam Maturidi]// EJRS №1 (29) 2022. – 72-81. (In Kazakh)

Ulrich, Rudolph (2009) “Mâtürîdî’nin İlâhî Hikmet Anlayışı” [“Maturidi's Understanding of Divine Wisdom”], Büyük Türk Bilgini İmâm Mâtürîdî ve Mâtürîdîlik, Milletlerarası Tartışmalı İlmi Toplantı. – İstanbul, MÜİFY. – 483. (In Turkish)

Дополнительные файлы

Опубликован

2024-03-20