Атрибуты совершенства Первого Сущего в метафизической теологии аль-Фараби
DOI:
https://doi.org/10.26577//EJRS.2024.v37.i1.r4Аннотация
Данное исследование рассматривает такие атрибуты божественного совершенства, как ‘всезнающий’, ‘мудрейший’, ‘истинно существующий’ (в его содержательном и этимологическом сходстве с концептом ‘истинный’) и ‘живой’ (также в его смысловом сходстве с термином ‘жизнь’). По словам аль-Фараби, эти атрибуты не имеют базовых причин появления, поскольку нет ничего, чтобы могло бы предшествовать самому Богу. А поскольку эти атрибуты являются атрибутами совершенства и по своей природе, определению и характеристикам принадлежат Богу, то есть выражают само совершенство Бога, то и у этих атрибутов нет какого-либо основания для их появления. Самим основанием их существования является их принадлежность к Богу, как качества описательного и в то же время содержательного характера. Ввиду этого, аль-Фараби описывает эти атрибуты, исходя из самой пред-данности Бога как такового. Аль-Фараби описывает обозначенные выше качества бытия Первого в §§7-10 своего «Трактата о взглядах жителей добродетельного города». В этих четырех параграфах аль-Фараби дает самое общее описание совершенства Бога, ссылаясь на атрибуты экзистенциального и когнитивного характера, которые априори присущи божественной природе Первого Сущего. То есть, бытие Первого Сущего обозначается, в первую очередь, существованием тех атрибутов, которые в фундаментальном смысле указывают на его изначальное и безусловное совершенство.
Ключевые слова: Первый Сущий, совершенство, всезнающее начало, истинное бытие, божественные атрибуты.