Турецкие религиозные сообщества в современном Казахстане: лидеры, векторы деятельности

Авторы

  • T. Темирбаев Египетский университет исламской культуры Нур-Мубарак, г. Алматы, Казахстан https://orcid.org/0000-0001-5285-0339
  • А. Темирбаева Египетский университет исламской культуры Нур-Мубарак, г. Алматы, Казахстан https://orcid.org/0000-0003-3758-1710
  • A. Рыскиева Египетский университет исламской культуры Нур-Мубарак, г. Алматы, Казахстан https://orcid.org/0000-0001-8433-729X
  • A. Құранбек Казахский национальный университет имени аль-Фараби, г. Алматы, Казахстан https://orcid.org/0000-0002-3801-0752

DOI:

https://doi.org/10.26577//EJRS.2024.v37.i1.r5

Аннотация

Суфизм в мировом масштабе имеет богатую историю и оказал влияние на различные культуры и религиозные традиции. Казахстан связан с богатым суфийским наследием: агиографии, рукописи, архитектурные памятники, потомки суфиев и суфийские группы. Суфийское учение уходит своими корнями в ислам, однако, несмотря на это, современное значение суфизма выходит за рамки религиозных границ и догм, что делает его актуальным для различных аспектов современной жизни, включая науку и личную практику. Современному суфизму присущи характеристики «универсальной истины», вбирающей в себя различные суфийские традиции. Как отмечается в теориях постмодерна, традиционные религиозные учения, в том числе и суфизм, трансформируются и адаптируются под современные реалии. Легитимность подобных действий является предметом научных и обывательских дискуссий. В целом, многовековая история суфизма и популярность в современности свидетельствует об актуальности заявленной темы. В последние годы турецкие религиозные группы становятся все более активными на мировой арене, участвуя в разнообразной деятельности, начиная от гуманитарной помощи и заканчивая образовательными инициативами и религиозной деятельностью. Эти группы, часто связанные с различными исламскими движениями и организациями, играют значительную роль в формировании дискурса вокруг ислама и роли Турции в международном сообществе. 

Ключевые слова: суфизм, суфийский жамагат, турецкие религиозные группы, суфийская традиция, суфийская деятельность

Библиографические ссылки

References

Бабаджанов Б. (2022) «Суфизм в постсоветском Узбекистане: вознесенное и отверженное «Золотое наследие». Суфизм после СССР. Под ред. Панков И., Абашин С., Кныш А. – М. – СПб: Марджани, Аль-Макам. – 52-70.

Бекмагамбетов М. (2016) В Katev говорят, что они не имеют отношения к Гюлену. URL: https://rus.azattyq.org/a/kazakhstan-tureckie-licei-kazakhsko-turecky-universitet/27884615.html

Известия. (2008) Верховный суд наложил запрет на деятельность турецкой "Нурджулар". URL: https://iz.ru/news/422658 .

Институт интеграции знаний (2021) Суфийская дилемма: быть с Богом в уединении или в толпе? Доктор Александр Кныш. https://www.youtube.com/watch?v=S8QfQdXNfzk

Исахан М. (2023) Ихласшылар. https://kazislam.kz/ihlasshylar/

Кныш А. (2004) Мусульманский мистицизм: краткая история. – СПб: Диля. – 464.

Мyминoв A. (2008) Coбpaниe фетв пo обоснованию зикра джахр и caмa. – Aлмaты: Дайк-Пресс. – 284.

Пак Я. (2022) «Сеть суфийских предпринимателей в Казахстане на примере джамаата сулейманджилар». Суфизм после СССР. Под ред. Панков И., Абашин С., Кныш А. – М.- СПб: Марджани, Аль-Макам. – 266-286.

Сулейманов Р. (2020) Суфийский джамаат «Исмаил ага» на территории Поволжья: появление, распространение, отношение к нему государства и общества. Исламоведение, 11 (4), 40-46.

References

Adaspa (2023) Samye vlijatel'nye dzhamaaty Turcii. [The most influential Jamaats in Turkey]. URL: https://adaspa.kz/ru/news/narrativy/709 (in Russian)

Babadzhanov, B. (2022) «Sufizm v postsovetskom Uzbekistane: voznesennoe i otverzhennoe «Zolotoe nasledie» [Sufism in post-Soviet Uzbekistan: the Ascended and Rejected “Golden Legacy”]. Sufizm posle SSSR. Pod red. Pankov I., Abashin S., Knysh A. – M.- SPb: Mardzhani, Al'-Makam. – 52-70. (in Russian)

Bekmagambetov, M. (2016) V Katev govorjat, chto oni ne imejut otnoshenija k Gjulenu [Katev says they have nothing to do with Gulen] URL: https://rus.azattyq.org/a/kazakhstan-tureckie-licei-kazakhsko-turecky-universitet/27884615.html (in Russian)

Hamsici M. (2023) Menzil Cemaati: Kökeni, yapısı, siyasetle ilişkisi, ekonomik faaliyetleri [Menzil Community: origin, structure, relationship with politics, economic activities]. URL: https://www.bbc.com/turkce/articles/cqvyl2zpx6xo (in Turkish)

Institute integracii znanii (2021) Sufijskaja dilemma: byt' s Bogom v uedinenii ili v tolpe? Doctor Aleksandr Knysh [Sufi dilemma: to be with God in solitude or in a crowd?]. https://www.youtube.com/watch?v=S8QfQdXNfzk (in Russian)

Isakhan, M. (2023) Ihlasshylar [Ihlasjilar]. https://kazislam.kz/ihlasshylar/ (in Kazakh)

Izvestiya (2008) Verhovnyj sud nalozhil zapret na dejatel'nost' tureckoj "Nurdzhular" [The Supreme Court has imposed a ban on the activities of the Turkish Nurjular] https://iz.ru/news/422658 (in Russian)

Jibek joly (2023) Sүlejmenshі degen kіmder? Tolygyraq Ainur Abdirasylkyzy [Who is Suleimanchi? More Ainur Abdirasilovna]. https://www.youtube.com/watch?v=vUhcKpmewFM (in Kazakh)

Knysh, A. (2004) Musul'manskij misticizm: kratkaja istorija [Muslim Mysticism: A Brief History]. – SPb: «DILJa». – 464. (in Russian)

Muminov, A. (2008) Cobpanie fetv po obosnovaniju zikra dzhahr i cama [A collection of fatwas on the justification of dhikr jahr and sama]. – Almaty: Dajk-Press. – 284. (in Russian)

Pak, Ja. (2022) «Set' sufijskih predprinimatelej v Kazahstane na primere dzhamaata sulejmandzhilar» [The network of Sufi entrepreneurs in Kazakhstan on the example of Jamaat Suleymanjilar]. Sufizm posle SSSR. Pod red. Pankov I., Abashin S., Knysh A. – M. – SPb: Mardzhani, Al'-Makam. – 266-286. (in Russian)

Suleymanov R. (2020) Sufijskij dzhamaat «Ismail aga» na territorii Povolzh'ja: pojavlenie, rasprostranenie, otnoshenie k nemu gosudarstva i obshhestva [Sufi Jamaat "Ismail Agha" on the territory of the Volga region: the emergence, spread, attitude of the state and society towards it]. Islamovedenie, 11 (4), 40-46. (in Russian)

Temirbayev, T., & Temirbayeva, A. (2023) Leaders of Sufi in Kazakhstan Syncretism and Transformation of Doctrine. European Journal of Science and Theology, 19(2), 11-23.

Temirbayeva A., Temirbayev, T., Kamarova, R., & Tyshkhan, K. (2021) Sufi practices in modern Kazakhstan: traditions and innovations. Journal of Socio-Political Studies «Central Asia and the Caucasus», 22(1), 91-98.

Vatan (2011) Türkiye'nin cemaat tablosu [Turkey's community picture]. https://www.gazetevatan.com/gundem/turkiyenin-cemaat-tablosu-384883 (in Turkish)

Yarosh, O., & Brylov, D. (2011) “Muslim communities and Islamic network institutions in Ukraine: contesting authorities in shaping of Islamic localities”. Muslims in Poland and Eastern Europe: Widening the European Discourse on Islam, edited by Górak-Sosnowska. Warsaw: University of Warsaw. – 239-252.

Дополнительные файлы

Опубликован

2024-03-20