Модели Ислама и модернизация Исламского разума
DOI:
https://doi.org/10.26577//EJRS.2024.v39.c3.r6Аннотация
Цель данной статьи – проанализировать религиозную ситуацию с момента обретения Казахстаном независимости, в том числе рассмотреть сложившиеся в мире модели ислама, остановившись на его роли. Также предусматривается поиск модернизации исламского мира и его характерной для региона модели. Исламский мир распространен на очень большой географической территории, включает в себя представителей многих национальностей и этносов, причем каждая из них имеет свой язык и культуру. Поэтому религиозная культура каждого народа совершенно отличаются друг от друга. Для изучения многообразия исламского мира авторы обращаются к взглядам американского исламоведа К. Эрнеста. Рассмотрев эти модели, акцентируют внимание на том, что любая модель нуждается в модернизации. В работе рассмотрены проекты «Критика арабского сознания» М. Джабири и «Критика исламского сознания» М. Аркуна, представленные на тему модернизации исламского мира. Аркун предполагает, что несмотря на то, что в исламском мире существует множество моделей, у них есть общие точки и модернизация должна осуществляться через эти общие точки. М. Джабири подчеркивает невозможность модернизации без изучения разума и сознания. Раскрыв его взгляды про эпистемологический разрыв, авторы исследуют проблему единения ислама, сформировавшегося в казахской степи. Этот разрыв будет восполнен возрождением взглядов и позиций джадидизма и алашской интеллигенции. Резюмируется идея возможности восстановления посредством связи современности с мусульманской моделью, которую придерживались Абай и Шакарим.
Ключевые слова: сознание, М. Джабири, К. Эрнест, арабский разум, казахстанское исламоведение, Аркун.