Логические, семантические основы понятий "Ахун" и "Ишан" и их генетических понятий
DOI:
https://doi.org/10.26577//EJRS.2024.v40.i4.a7Аннотация
В данной статье рассматривается институт ахунов и ишанов в казахской степи в XVIII-XIX вв. Предпосылкой исследования было раскрытие смысла понятий ахун и ишан. Изучены происхождение, генезис, семантика, этимология и логика слов ахун и ишан. Проанализировав различные определения, данные этим понятиям, был сделан вывод о том, что эти слова, вероятно, произошли из персидского языка. Проанализированы имена религиозных деятелей: Хафиз, Муаддис, мухаддис, Муаззин, Молда, Пир, Аулие (-анбие), Баб (бап, баба), Таква (Даруиш), Дивана, Супы (супы), Баксы (шаман), Хазрет, Казы, Хаджи, Ходжа, Дамолла, Муфтис и связанные с ними аспекты ишана. Также, проанализировав этимологию и толкования слова Ахун, были представлены взгляды, трактующие их как религиозных деятелей, имеющих особое престижное положение. В результате были сделаны следующие выводы о природе ишанов и ахунов: человек, получивший основательное религиозное образование в течение 3-10 лет; человек, имеющий особый авторитет в общественном сознании, иногда даже более высокий статус, чем мулла, ниже муфтия. Проанализировав функции, выполняемые ахунами и ишанами, их личность, роль в обществе, полученное образование и т. д., были представлены собственное определение автора, а также конкретные выводы и заключения об их основной природе.
Ключевые слова: Ахун, Ишан, Ислам, религия, личность, общественное мнение.