Поэтические и гностические черты персидских произведений Сейида Яхьи
DOI:
https://doi.org/10.26577//EJRS.2024.v39.c3.r10Аннотация
Путь, ведущий к справедливости, подробно разработан в творчестве Сеида Яхьи Бакуви, великого мыслителя Азербайджана, известного как Пири-сани (второй великий муршид (тот, кто указывает правильный путь)) из тариката Халвати. По его мнению, верующие нашли этот путь, следуя хадису “Мои родственники подобны звездам. Ты найдешь правильный путь, если последуешь за любым из них” и святым. Святые должны довести семя веры в духе верующего до совершенства. Последователь, в свою очередь, должен полностью доверить свою страсть и дух муршиду и должен повиноваться своему муршиду, как мертвый человек повинуется прачке умерших. В "Кашф уль-кулуб" Сейид Яхья раскрывает внешние и внутренние признаки стадий Ума, Сердца, Духа и Страсти, классифицируя их на стадии авам (невежественный), хас и экхассе-хасс. Он упоминает, что преобладание стадии "Эгле-хас" заключается в том, что она способствует открытию и наблюдению. Такое мысленное наблюдение помогает найти путь к тайнам Справедливости (Бога). Те, кто находится на стадии "Экхассе-хас", хотят глубоко постичь науку Истины и находятся ближе всех к Справедливости (Богу). Те, кто хочет достичь этой стадии, должны отказаться от своих материальных желаний и добровольно стремиться к открытию Справедливости (Бога). Согласно Сейиду Яхье, невозможно достичь Справедливости с помощью умственных фантазий и мировых наук. На этом пути необходим огонь любви. Несмотря на то, что Сейид Яхья использует в своих произведениях поэтические символы и метафоры, он специально раскрывает основные положения халватского тариката (направления). Лаконичность его работ, их четкая стилистика свидетельствуют о том, что они были написаны для вновь приходящих последователей.
Ключевые слова: Сейид Яхья, секта Халвати, Кешфель-гулуб, Бог, тарикат.