Божественные атрибуты в учениях Матуриди и традиционные религиозные верования казахского народа: сравнительный анализ
DOI:
https://doi.org/10.26577//EJRS.2024.v40.i4.a6Аннотация
Божественные атрибуты, отражающие характеристики Бога, представляют собой одну из самых сложных и значимых тем в исламской теологии. Их важность обусловлена непосредственной связью с Творцом. В этом ключе возникли споры между различными теологическими течениями, что вызвало множество научных дебатов. Абу Мансур аль-Матуриди и ведущие представители его школы активно участвовали в этих обсуждениях. Противостоящие мнения исходили от таких групп, как мутазила, джабрия и кадария, которые предлагали свои аргументированные решения. В данной статье рассматриваются истоки и эволюция божественных атрибутов, а также анализируется это понятие через призму учений известных казахских мыслителей, которые в своих трудах затрагивали и религиозные вопросы. Работы таких просветителей как Абай, Шакарим, Ыбырай и Машхур Жусип охватывают теологические, правовые и суфийские аспекты, способствующие формированию традиционного религиозного мировозрения казахского народа. Обладая глубоким пониманием своего времени, они могли разъяснять широкой аудитории, что находит отражение в их произведениях. Статья также исследует, как выводы ученых Матуридий сочетаются с традиционными религиозными знаниями казахов, что подтверждает теоретическую основу традиционного ислама, о которой упоминал Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.
Ключевые слова: школа Матуриди, божественные, атрибуты, традиция, религиозные знания.