Эволюция развития медресе и медресе в Казахской степи
DOI:
https://doi.org/10.26577//EJRS20254224Аннотация
В статье анализируется историческая эволюция медресе – подлинного проявления мусульманской образовательной традиции, сформировавшейся в VII веке, – и их религиозно-культурная роль на территории Казахстана. Авторы рассматривают влияние медресе на современную систему образования и их роль в соединении традиционного и современного обучения. Цель исследования – выявить современную религиозно-общественную значимость медресе путём всестороннего описания предпосылок их появления, научно-культурного вклада в средневековое исламское общество и институциональной трансформации в постсоветский период. Методологически использованы историко-сравнительный анализ, контент-анализ и интерпретация архивных источников. Результаты дают системное представление об этапах формирования казахстанских медресе, их структурных особенностях и учебном содержании, раскрывая влияние на преобразование духовной и культурной жизни; конкретные примеры демонстрируют динамику распространения на юге страны и вклад в формирование национальной интеллигенции. В годы независимости возрождение медресе при поддержке Духовного управления мусульман Казахстана, присвоение им статуса колледжей и внедрение современных образовательных стандартов подтверждают их роль интеграционных институтов, объединяющих традицию и инновацию. Выводы расширяют исследовательское поле исламоведения, религиоведения, историй, педагогики и культурологии и предлагают практические ориентиры для совершенствования политики религиозного образования.
Ключевые слова: религия, ислам, история, медресе, религиозное образование