Религиозные ветви буддизма: гуманистический буддизм на Тайване (Китай)

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577//EJRS20254228
        22 0

Аннотация

В данной статье рассматриваются происхождение и эволюция движения гуманистического буддизма, а также его реакция на социальные и культурные изменения современного периода. Основная цель движения заключается в обновлении традиционного буддизма путём переосмысления его ключевых учений в соответствии с актуальными социальными потребностями, что способствует модернизации и гуманизации буддийской практики в Китае и на Тайване. Анализируя историю гуманистического буддизма на Тайване, статья демонстрирует его влияние на формирование социально активной и доступной формы буддизма, созвучной современному образу жизни. Кроме того, в исследовании проводится сравнительный анализ культурной инклюзивности и социальной универсальности буддизма по сравнению с другими мировыми религиями, подчёркивается его способность адаптироваться к различным культурным контекстам. Научная значимость работы заключается в раскрытии процессов формирования социально активных и культурно инклюзивных форм буддизма. Практическая значимость – в обосновании влияния этих процессов на современные религиоведение, культурологию и социологию. В исследовании использованы сравнительно-аналитический метод и историко-культурный анализ. К основным результатам относятся: роль гуманистического буддизма в тайваньском обществе, его соответствие современному образу жизни и влияние на культурные и религиозные традиции населения. Особое внимание уделено социальной универсальности буддизма и его способности адаптироваться к различным культурным условиям. Авторы подчёркивают, что адаптационный потенциал буддизма выше, чем у других мировых религий. Учитывая это, гуманистический буддизм позволяет глубже понять взаимовлияние религии и культуры в тайваньском обществе и определить трансформационную роль религии в современном мире. Полученные результаты демонстрируют потенциал религии в социально-культурной интеграции, формировании культурной идентичности и устойчивости, что позволяет охарактеризовать гуманистический буддизм как важное явление среди современных религиозных течений.

Ключевые слова: Буддизм в Тайване, гуманистический буддизм, модернизация, культурная толерантность, общество

Биографии авторов

Г. Адильжан, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Алматы, Казахстан

Адильжан Гулдана (автор-корреспондент) — докторант кафедры религиоведения и культурологии факультета философии и политологии Казахского национального университета имени аль-Фараби (Алматы, Казахстан, e-mail: adiljanguldana@gmail.com).

Н. Мукан, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Алматы, Казахстан

Мукан Нурзат – PhD, старший преподаватель кафедры религиоведения и культурологии факультета философии и политологии Казахского национального университета имени аль-Фараби (Алматы, Казахстан, e-mail: Mukan.nurzat@gmail.com).

У. Камысбек , Египетский университет исламской культуры Нур-Мубарак, Алматы, Казахстан

Камысбек Уларбек – PhD докторант кафедры религиоведения факультета исламских наук Египетского университета исламской культуры Нур-Мубарак (Алматы, Казахстан, e-mail: Kamysbek.2020@gmail.com).

Как цитировать

Адильжан G., Мукан N., & Камысбек U. (2025). Религиозные ветви буддизма: гуманистический буддизм на Тайване (Китай). Eurasian Journal of Religious Studies, 42(2). https://doi.org/10.26577//EJRS20254228