Ранний период в эволюции матуридитского учения. Ерте матурилік эволюциясының уақыты

Авторы

  • A. K. Muminov Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева

DOI:

https://doi.org/10.26577/EJRS-2015-1-9
        80 12

Ключевые слова:

Центральная Азия, Самарканд, Матуриди, матуридитская теология, Орталық Азия, Самарқанд, Матуруди теологиясы,

Аннотация

Ранняя эволюция матуридитского учения в Самарканде остается малоисследованной темой. Разработка темы во многом зависит от введения в научный оборот новых источников, среди которых рукописные являются главными. Данная статья посвящена исследованию начального периода развития матуридитской теологии в Центральной Азии. Самарқанттық ерте матурилік эволюция туралы аз зерттелген болатын. Тақырыпты ашу үшін ең маңыздысы ол тың материалдармен жұмыс істеу болып табылады. Аталмыш мақала Орталық Азиядағы ерте матурилік бағыттың дамуына арналады.

Библиографические ссылки

1 Madelung W. The Spread of Māturīdism and the Turks // Actas do IV Congresso de Estudos Arabes e Islâmicos. Coimbra- Lisboa 1968. Leiden, 1971, 109-168.
2 О нем и его произведении, см.: Муминов А.К. Списки«Ката’иб а‘лам ал-ахйар»: новые сведения для биографии и творчества Махмуда
ибн Сулаймана ал-Кафави // Письменные памятники Востока (Санкт-Петербург, Россия).– № 2 (19). –2013 (осень-зима).– С. 159-176.
3 Наджм ад-дин ‘Умар ибн Мухаммад ибн Ахмадан-Насафи.ал-Канд фи зикр ‘улама’ Самарканд / Тахкик Йусуфал-Хади.Тихран: Айина-йи мирас, 1420/1999 (далее: Насафи,Канд). – С. 392.
4 Амир-Катиб ибн Амир-‘Умар ал-Иткани.Рисалафи раф‘ ал-йадайн.
Рукопись Лейденского университета,Or. 706,л. 10а.
5 См. анализ их сообщений: Рудольф У. Ал-Мāтурūдū и суннитская
теология в Самарканде.Алматы: Фонд «ХХI век», 1999. – С. 97-98.
6 Рудольф, 1999, с. 101-102.
7 Рудольф, 1999, с. 101.
8 Мухаммад ибн Ибрахим ибн Ануш ал-Хасири ал-Бухари.ал-Хави
фи-л-фатава. Рукопись библиотеки Сулайманийа,Hekimoğlu Ali Paşa 402 (далее – Хави-2), л. 273б.
9 Хасири, Хави-2, л. 276б.
10 Ибн Йахйа. Шарх джумалусул ад-дин. Рукопись библиотеки
Сулайманийа, Şehid Ali Paşa 1648, л. 163а.
11 Насафи, Канд, с. 557.
12 Шамс ад-дин Абу ‘Абд Аллах Мухаммад ибн Ахмад ибн Аби Бакр ал-Банна’ аш-Шамиал-Мукаддасиал-ма‘руф би-л-Башшари.Китаб Ахсан
ат-такасимфи ма‘рифат ал-акалим.Desсriptio Imperii Moslemiсi autore Al-Moqaddasi / Bibliotheсa Geographorum Arabiсorum. Edidit M.J. de Goeje. Pars tertia. Editio Seсunda. Lugduni Batavorum: E.J.Brill, 1906, с. 281.
13 Насафи,Канд, с. 183.
14 Насафи,Канд, с. 216.
15 Хасири, Хави-2, л. 273а.
16 Например,Ибн Йахйа. Шарх, л. 70б.
17 Ибн Йахйа, Шарх, л. 121а.
18 Kutlu, Sönmez. Türklerin Islâmlaşma Süreсinde Mürсie ve Tesirleri. Ankara. 2000 (Türkiye Diyanat Vakfı Yayınları, 274),с. 273-274.
19 Насафи,Канд, с. 115.
20 Ибн Йахйа, Шарх, л. 162а.
21 Мухаммад ибн Ибрахим ибн Ануш ал-Хасириал-Бухари.ал-Хави
фи-л-фатава(далее– Хави-1). Берлин,Ms.or.Qu. 1661, л. 106б. Теологические взгляды ведущего богослова Абу Бакр ибн Исма‘
ил ал-Факихас-Самарканди цитируются в «ал-Мухтасарфи байан
ал-и‘тикад» Йахйа ибн Аби Бакр ал-Ханафи (Bernand, Marie. Le Muḫtaṣar fi bayān al-i‘tiqād // Annales Islamologiques, Tome ХVIII, Institut Français d’Arсhéologie orientale du Сaire, 1982, с. 5).
22 Хасири,Хави-1, л. 106б.
23 Хасири,Хави-2, л. 276а.
24 Хасири,Хави-2, л. 277а.
25 Ахмадибн Муса ибн ‘Иса ибн Ма’мун ал-Кашши.Маджму‘ал-хавадис
ва-н-навазил.Рукопись библиотеки Сулайманийа, Yeni Сami 547, л. 277б.
26 Рудольф,1999, с. 99.
27 ‘Али ибн Йахйа аз-Зандависатиал-Бухари.Китаб раудатал-‘улама’.
Рукопись Центра восточных рукописей им. Абу Райхана Беруни, 2972, л. 8б.
28 Ибн Йахйа, Шарх, л. 162а.
29 Хасири, Хави-2, л. 258а.
30 Хасири,Хави-2, л. 277б.
31 Рудольф,1999, с. 107-110.
32 Насафи,Канд, с. 530.
33 Зандависати,Рауда, л. 307б.
34 О других отличных от этого мнениях по форме написания его нисбы
(имени),см. Рудольф,1999, с. 107.
35 Самарканд, эпитафия с кладбища «Чакардиза». Частное собрание
Б.М. Бабаджанова (Ташкент), № 20.
36 ал-Хакиман-нисабури.Та’рих нисабур,с. 109.
37 Хасири, Хави-2, л. 276б.
38 Хасири, Хави-2, л. 276б.
39 Насафи,Канд, с. 587-588.
40 Ибн Йахйа, Шарх, л. 160б.
41 Рудольф,1999, с. 98.
42 Ибн Йахйа, Шарх, л. 160б.
43 Насафи,Канд, с. 425.
44 Кутлу,2000, с. 269.
45 Ибн Йахйа, Шарх, л. 163а.
46 Там же, л. 160б.
47 «Азхарухум» – скорее всего,имеется в виду Абу Мансур
ал-Матуриди; Ибн Йахйа, Шарх, л. 160а.
48 Хасири, Хави- 2, л. 252б-253а.
49 Рудольф,1999, с. 105.
50 Хасири,Хави-2, л. 251а-б.
51 Хасири,Хави-2, л. 252а.
52 Рудольф,1999, с. 105-107.
53 Там же, с. 105.
54 Зандависати,Рауда, л. 10б.
55 Хасири,Хави-2, л. 278а.
56 Большаков О.Г. Бухара времени Ибн Сины// Письменные
памятники и проблемы культуры народов Востока.ХУ годичная
научная сессия ЛО ИВ АН СССР. Часть3 (докладыи сообщения
о творчестве Ибн Сины).Москва, 1981, с. 14.
57 Хасири,Хави-2, л. 251б.
58 Ибн Йахйа, Шарх, л. 160а.
59 Там же.
60 Иджтахадафи дабт ‘улум ал-каламмин ал-маша’их ал-мухтаринва-хтадатарикатахумби-талкинихим:Ибн Йахйа,Шарх, л. 160а.
61 Рудольф,1999, с. 106.
62 Самарканд,Чакардиза,фото № 13.
63 Абу Са‘д ‘Абд ал-Каримибн Мухаммадибн Мансурат-Тамими
ас-Сам‘ани. Ал-Ансаб/ И‘танаби-тасхихива-т-та‘лик ‘алайх аш-шайх ‘Абд ар-Рахманибн Йахйа ал-Му‘аллимиал-Йамани.Ал-Джуз’ 1-13. Хайдарабад:Матба‘ат маджлисда’ират ал-ма‘ариф ал-‘усманийа,
1382-1402/1962-1982, Т. IV, с. 207.
64 Riсhter-Bernburg, Lutz. Linguistiс Shu‘ūbīya and Early Neo-Persian Prose // Journal of the Ameriсan Oriental Soсiety, 94 (1974), с. 56.
65 Насафи,Канд, с. 425.
66 Рудольф,1999, с. 79.
67 Madelung W. The Early Murji’a in Khurāsān and Transoхania and the Spread of Hanafism // Der Islam. LIХ (1982), с. 39.
68 Рудольф,1999, с. 31.
69 Там же.
70 Сам‘ани, Ансаб,Т. IV, с. 207-208.
71 Насафи,Канд, с. 59.
72 Хасири,Хави-2, л. 278а.
73 Насафи,Канд, с. 548.
74 Сам‘ани, Ансаб,Т. IV, с. 208.
75 Додхудоева Л.Н. Эпиграфические памятники Самарканда
ХI-ХIV вв. Том I. Душанбе: Издательство«Дониш»,1992, с. 175, кайрак
№ 78.
76 Мухйи-д-дин Абу Мухаммад‘Абд ал-Кадир ибн Мухаммад ибн Аби-л-Вафа’ ал-Курашиал-Ханафи.Ал-Джавахирал-мудийафи табакат
ал-ханафийа/ Тахкикад-дуктур‘Абд ал-ФаттахМухаммадал-Хулв/Хилв. ал-Джуз’ 1-5. ат-Таб‘а ас-санийа.Ал-Кахира:хиджр ли-т-тиба‘аван-нашр ва-т-тавзи‘ва-л-и‘лан, 1413/1993, Т. I, с. 372.
77 Додхудоева,1992, с. 175.
78 Probleme der islamisсhen Dogmatik. Das Kitāb uṣūl ad-dīn des Abū ’l-Yusr Muḥammad al-Bazdawī / Teхtausgabe und Untersuсhung von Hans Peter Linss. Essen, 1991, с. 191-192.
79 Мукаддаси,Ахсан,с. 278.
80 Умер в 378/988 г. – по Сам‘ани, Ансаб,Т. ХII, с. 526; ал-Кураши
указал другую дату: джумада II 398/1008 г. – Джавахир, Т. II, с. 457.
81 Хасири,Хави-2, л. 254а.
82 Его тело было перевезено в Самарканд и похоронено в участке
«Машхад» в Чакардизе.
83 Его нисба неверно расшифровывалось во всех произведениях
табакатал-ханафийа (Бийари,Саййари и т.д.), что служило поводом
его отнесенияв региону Хорасан;Насафи,Канд, с. 702.
84 Probleme der islamisсhen Dogmatik, с. 155.
85 Насафи,Канд, с. 444-445.
86 Насафи,Канд, с. 551.
87 Например,Probleme der islamisсhen Dogmatik, с. 2, 44, 61, 92, 101, 151, 189, 242 и др.
88 Probleme der islamisсhen Dogmatik, с. 3.
89 van Ess Josef. Theologie und Gesellsсhaft im 2. Und 3. Jahrhundert Hidsсhra. Eine Gesсhiсhte des religio
90 Рукопись Центра восточных рукописей им. Абу Райхана Беруни,№ 3907.
91 Из всего 41 известного теологического текста к этому периоду
относятся 30 трудов.
92 Bernand, Marie. Le Muḫtaṣar fi bayān al-i‘tiqād // Annales Islamologiques, Tome ХVIII, Institut Français d’Arсhéologie orientale du Сaire, 1982, с. 1-33.
93 Рукопись Центра восточных рукописей имени Абу Райхана Беруни,
№ 3907.

Дополнительные файлы

Как цитировать

Muminov, A. K. (2016). Ранний период в эволюции матуридитского учения. Ерте матурилік эволюциясының уақыты. Вестник КазНУ, Серия Религиоведение, 1(1). https://doi.org/10.26577/EJRS-2015-1-9