Современное исламоведение: проблематизация вопроса об исламской компаративистике. Заманауи исламтану: ислам компаративистикасы туралы.
DOI:
https://doi.org/10.26577/EJRS-2015-2-15Ключевые слова:
исламоведение, исламская компаративистика, диалог культур, взаимодополнительность культур, культурное многообразие, интеркультурная идентичность, Исламтану, ислам компаративистикасы, мәдениеттер сұхбаты, мәдениеттердің өзара толықтырылуы, мәдени әралуанды,Аннотация
В статье проблематизируется вопрос о статусе, содержании и месте исламской компаративистики в системе современного исламоведения, показывается ее роль и значение в формировании «интеркультурной идентичности» и современной стратегии взаимопонимания и согласия. Авторы исходят из тезиса об определяющем значении «фальсафы» в возникновении и становлении исламской компаративистики как научно-гуманитарного феномена, ставшего бесценным опытом компаративистского дискурса, где были заложены идеи диалога, толерантности и взаимодополнительности культур. Показывается развитие этих принципов в концепциях современных исламских мыслителей, а также диалоговая стратегия современного Казахстана как онтологическое основание сохранения многообразия культур и условие демократического развития страны. Мақалада қазіргі исламтану жүйесіндегі ислам компаративистикасының мәртебесі, орны мен мазмұны өзектілендіріледі, өзара түсіністік пен келісімнің қазіргі стратегиясы мен «интермәдени бірегейлікті» қалыптастырудағы оның рөлі мен маңызы көрсетіледі. Авторлар әуел бастан-ақ мәдениеттердің өзара толықтырушылығы, төзімділігі мен сұхбаты идеяларын қалап, компаративистік дискурстің баға жетпес тәжірибесіне айналған ғылыми-гуманитарлық феномен ретіндегі ислам компаративистикасының пайда болуы мен қалыптасуында «фәлсафаның» шешуші мәнге ие болғандығы туралы тезисті алға тартады. Бұл ұстындардың қазіргі ислам ойшылдарының концепцияларында дамытылғандығы, сондай-ақ қазіргі Қазақстанның диалогтық стратегиясы елдің демократиялық дамуының шарты және мәдениеттер әралуандылығын сақтаудың онтологиялық негізі ретінде көрсетіледі.Библиографические ссылки
1 Аль-Кинди.Философские трактаты/ перевод А.В. Сагадеева.– В кн.: Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего
Востока IX–XIV вв. – М.: «Издательство социально-экономической
литературы», 1961.
2 Абу Наср аль-Фараби. Собрание сочинений в 10-ти томах.– Астана: Лотос,2007-2009.
3 Ибн Сина.Избранные философские произведения. – М.: Наука, 1980.
4 Бируни Абу Рейхан. Индия/ пер. А.Б. Халидова, Ю.Н. Завадовского
// Избранные произведения, Том II. Ташкент: Фан, 1963. // Репринт.
–М.: Ладомир,1995.
5 Хантингтон С. Грядущее столкновение цивилизаций или Запад
против остального мира // Полис.– 1994. – № 1.
6 Masson-Oursel, Paul La philosophie comparée. Alcan, Paris 1923. (Translated as Comparative Philosophy, London 1926).
7 Raju P.T. Introduction to Comparative Philosophy. Lincoln: University of Nebraska, 1962.
8 Nakamura, Hajim. Comparative History of Ideas. Delhi: Motilal Banarsidass Pub., 1992.
9 Радха Кришна. Философия Востока и Запада: критическое сравнение
индийской,китайской,исламской и европейской философии.– М., 1998.
10 Мишель Юлен. Сравнительная философия:методы и перспективы.
– М., 2000.
11 Мюллер Ф. Макс. Шесть систем индийской философии.– М., 1995.
12 Хайдеггер М. Из диалога о языке.Между японцем и спрашивающим
// Хайдеггер М. Время и бытие.– М., 1993.
13 Юнг К.Г. Различие западного и восточного мышления // Философские
науки, 1998. – № 10.
14 Тойнби А.Дж. Сравнительные исследования цивилизаций // Постижение истории. – М., 1991.
15 Степанянц М.Т. Человек в традиционном обществе Востока: опыт компаративистского подхода // Вопросы филосфоии. – 1991. – № 3.
16 Корнеев М.Я. Место компаративистского подхода в структуре
методологии историко- философского познания.–СПб.: 1998.
17 Колесников А.С. Философская компаративистика в истории
идеи. – М., 2003. ISSN 2413-3558 KazNU Bultlien. Religious studies series. №2 (2). 2015 19 Сейтахметова Н. и др.
18 Fakhry M. Philosophia. Dodta and Impact of Greek Thought in Islam, Vermont, 1994.
19 Fleming Jesse. Comparative Philosophy: its aims and methods // Journal of Chinese Philosophy // Philosophy East and West.
Volume 43, 1993.
20 Саид Э. Ориентализм. Западные концепции Востока.– СПб., 2006.
21 Gardet L. La Cite musulmane. P., 1976.
22 Нуртазина Н.Д. Ислам в истории средневекового Казахстана. – Алматы:Фараб, 2000.- 310 с.
23 Султангалиева А. К. Ислам в Казахстане:история, этничность,
общество.– Алматы,1988.
24 Джалилов З.Г. Ислам и общество в современном Казахстане.
– Алматы, 2006.
25 Муминов А.К. История религий народов Центральной Азии: учебное
пособие. – Ташкент: Ташкентский государственный институт востоковедения, 2006 (в соавторстве с
Ш. Евкочевым,
М. Исхаковым,
Б. Бабаджановым,
М. Хаджиевой,
Д. Рахимджановым,
М. Камиловым,
А. Ариповым).
Востока IX–XIV вв. – М.: «Издательство социально-экономической
литературы», 1961.
2 Абу Наср аль-Фараби. Собрание сочинений в 10-ти томах.– Астана: Лотос,2007-2009.
3 Ибн Сина.Избранные философские произведения. – М.: Наука, 1980.
4 Бируни Абу Рейхан. Индия/ пер. А.Б. Халидова, Ю.Н. Завадовского
// Избранные произведения, Том II. Ташкент: Фан, 1963. // Репринт.
–М.: Ладомир,1995.
5 Хантингтон С. Грядущее столкновение цивилизаций или Запад
против остального мира // Полис.– 1994. – № 1.
6 Masson-Oursel, Paul La philosophie comparée. Alcan, Paris 1923. (Translated as Comparative Philosophy, London 1926).
7 Raju P.T. Introduction to Comparative Philosophy. Lincoln: University of Nebraska, 1962.
8 Nakamura, Hajim. Comparative History of Ideas. Delhi: Motilal Banarsidass Pub., 1992.
9 Радха Кришна. Философия Востока и Запада: критическое сравнение
индийской,китайской,исламской и европейской философии.– М., 1998.
10 Мишель Юлен. Сравнительная философия:методы и перспективы.
– М., 2000.
11 Мюллер Ф. Макс. Шесть систем индийской философии.– М., 1995.
12 Хайдеггер М. Из диалога о языке.Между японцем и спрашивающим
// Хайдеггер М. Время и бытие.– М., 1993.
13 Юнг К.Г. Различие западного и восточного мышления // Философские
науки, 1998. – № 10.
14 Тойнби А.Дж. Сравнительные исследования цивилизаций // Постижение истории. – М., 1991.
15 Степанянц М.Т. Человек в традиционном обществе Востока: опыт компаративистского подхода // Вопросы филосфоии. – 1991. – № 3.
16 Корнеев М.Я. Место компаративистского подхода в структуре
методологии историко- философского познания.–СПб.: 1998.
17 Колесников А.С. Философская компаративистика в истории
идеи. – М., 2003. ISSN 2413-3558 KazNU Bultlien. Religious studies series. №2 (2). 2015 19 Сейтахметова Н. и др.
18 Fakhry M. Philosophia. Dodta and Impact of Greek Thought in Islam, Vermont, 1994.
19 Fleming Jesse. Comparative Philosophy: its aims and methods // Journal of Chinese Philosophy // Philosophy East and West.
Volume 43, 1993.
20 Саид Э. Ориентализм. Западные концепции Востока.– СПб., 2006.
21 Gardet L. La Cite musulmane. P., 1976.
22 Нуртазина Н.Д. Ислам в истории средневекового Казахстана. – Алматы:Фараб, 2000.- 310 с.
23 Султангалиева А. К. Ислам в Казахстане:история, этничность,
общество.– Алматы,1988.
24 Джалилов З.Г. Ислам и общество в современном Казахстане.
– Алматы, 2006.
25 Муминов А.К. История религий народов Центральной Азии: учебное
пособие. – Ташкент: Ташкентский государственный институт востоковедения, 2006 (в соавторстве с
Ш. Евкочевым,
М. Исхаковым,
Б. Бабаджановым,
М. Хаджиевой,
Д. Рахимджановым,
М. Камиловым,
А. Ариповым).
Дополнительные файлы
Как цитировать
Seytakhmetova, N., Satershinov, B., & Kurmangaliyeva, G. (2016). Современное исламоведение: проблематизация вопроса об исламской компаративистике. Заманауи исламтану: ислам компаративистикасы туралы. Вестник КазНУ, Серия Религиоведение, 2(2). https://doi.org/10.26577/EJRS-2015-2-15
Выпуск
Раздел
Религиоведение