«Постоять за веру, за Христа»: православные Казахстана и обновленческий раскол в Русской Православной Церкви (1920-1940-е гг.)

Авторы

  • Г. Алпыспаева Казахский агротехнический исследовательский университет им. С. Сейфуллина, Астана, Казахстан https://orcid.org/0000-0002-0672-8292
  • Х. Аубакирова Казахский агротехнический исследовательский университет им. С. Сейфуллина, Астана, Казахстан https://orcid.org/0000-0001-9133-6471

DOI:

https://doi.org/10.26577//EJRS.2024.v39.c3.r7
        85 0

Аннотация

Статья посвящена изучению истории борьбы православных Казахстана за объекты культа в 1920-1940-е годы в период являются цивилизационный подход, принцип историзма, авторы применяют комплекс общенаучных и специальных исторических методов исследования. В качестве источников использованы нормативные документы по государственно-церковным отношениям и материалы делопроизводства местных органов власти и управления. Анализируются документы из фондов региональных архивов Республики Казахстан. Задача исследования - изучить и выявить региональные особенности обновленческого движения в Казахстане в первые десятилетия Советской власти и позицию рядовых верующих в годы раскола. Православная конфессия была одной из многочисленных в республике, занимая второе место после ислама. Раскольническое движение в Русской Православной Церкви достигло регионов Казахстана и проявилось в противостоянии «тихоновцев» и «обновленцев». В Казахстане православные религиозные общины разделились на сторонников и противников обновленчества, между верующими шла непримиримая борьба за объекты культа. Наиболее острой эта борьба была в городах Казахстана, где церковное духовенство переходило на сторону обновленцев. В волостях и уездах республики обновленчество не находило широкой поддержки у православного населения. Большинство рядовых верующих оставались верны идеям Патриарха Тихона. Временные переходы на сторону обновленцев были связаны с передачей им объектов культа.Архивные источники свидетельствуют о политической составляющей раскола и формальной поддержке «обновленцев» местными советскими органами власти в 1920-е годы. Но в 1930-е годы антирелигиозная политика советского государства привела к закрытию объектов религиозного культа, независимо от принадлежности общин к какому либо направлению.обновленческого раскола.

Ключевые слова: церковный раскол, советская власть, Казахстан, религиозные общины, архивные источники.

Биографии авторов

Г. Алпыспаева, Казахский агротехнический исследовательский университет им. С. Сейфуллина, Астана, Казахстан

Алпыспаева Галья Айтпаевна (корреспондент автор) – доктор исторических наук, профессор кафедры истории Казахстана Казахского агротехнического исследовательского университета им. Сакена Сейфуллина (Астана, Казахстан, е-mail: galpyspaeva@mail.ru).

Х. Аубакирова, Казахский агротехнический исследовательский университет им. С. Сейфуллина, Астана, Казахстан

Аубакирова Хадиша Алькеевна – кандидат исторических наук, асс. профессор кафедры истории Казахстана Казахского агротехнического исследовательского университета им. Сакена Сейфуллина (Астана, Казахстан, е-mail: hadishaaubakirova@mail.ru).

Дополнительные файлы

Как цитировать

Алпыспаева G. ., & Аубакирова H. (2024). «Постоять за веру, за Христа»: православные Казахстана и обновленческий раскол в Русской Православной Церкви (1920-1940-е гг.). Вестник КазНУ, Серия Религиоведение, 39(3), 67–77. https://doi.org/10.26577//EJRS.2024.v39.c3.r7