Проблема «человек – мир» в буддизме: сущность и особенности
DOI:
https://doi.org/10.26577/ejrs-2017-4-138Аннотация
В статье рассматриваются проблемы человека и мира в буддизме. Показывается особенность решения этой проблемы в современном религиоведении, которая раскрывается через основополагающие категории буддийского вероучения. Человек в земной жизни хочет приобрести многого, но достигает лишь призраков. Учение Будды раскрывает призрачность всего существующего в мире. Отсюда проистекают и страдания человека, которые выступают субстанцией человеческого бытия. Спасение человека, по мнению буддизма, находится в руках самого человека. Цель человеческой жизни, соответственно, это уход от всяких желаний, страданий, отрешенность от мира вещей, разрушение башни призраков и обретение нирваны (угасание), состояния, когда угасают все страсти, эмоции и желания.
Авторы подчеркивают, что все базовые понятия буддизма, его понимание проблем человека и мира, согласно традиции, были выстраданы, пережиты Буддой в его просветлении и сформулированы им в Бенаресской проповеди. Раскрываются благородные истины, восьмеричный путь спасения - путь к просветлению (самадхи), а затем и к нирване. Дается анализ основных понятий буддизма – кармы, сансары, дхармы, самадхи, мокшы, нирваны и др. Исследуются проблемы сложной обрядности буддизма, культовой практики, в частности, медитации, молитвы, поклонения ступам — культовым сооружениям. Буддизм раскрывается как гуманная, высокодуховная религия, имеющая право на существование в наш информационный век.