Қабылиса жырларында көтерілген діни тақырыптарға теолингвистикалық талдау

Авторлар

DOI:

https://doi.org/10.26577/EJRS.2022.v30.i2.r5
        95 0

Кілттік сөздер:

салт-дәстүр, дін, жырау, дүниетаным, ақын, ислам, тұлға, тәуелсіздік.

Аннотация

В казахских степях много исторических личностей, известных своей мудростью и красноречием. Их песни и мудрость, передаваемые из поколения в поколение, требуют особого и всестороннего изучения. Ведь в фольклоре, являющемся одним из самобытных фактов нашей истории, полностью описаны события того исторического периода и особенности общественных отношений. Кабылиса Жырау - одна из исторических личностей с такими особенностями. Ведь через стихи Кабылиса дается информация по таким важным вопросам, как особенности развития традиционного казахского общества в XVIII-XIX веках, мировоззрение казахского народа. Безусловно, одна из важнейших тем в работе таких жырауов, как Кабылиса, - это вопрос религии. В ходе исследования мы докажем высокий уровень религиозного образования, проанализировав труды Кабылисы жырау. Сегодня исследователей особенно интересует анализ религиозных тем в произведениях поэтов и поэтесс, таких как Кабилиса, которые занимают особое место в истории. Слова и песни мудрости наших ученых, которые смогли распознать основы традиционных верований и донести до людей основные концепции ислама, должны стать новым направлением сегодняшних исследований. Только создав научную основу для преемственности поколений, можно описать исторический образ традиционных верований.

Ключевые слова: традиции, религия, жырау, мировоззрение, поэт, ислам, личность, независимость.

Автордың биографиясы

E. Mazhen, Әл-Фараби атындағы Қазақ ұлттық университеті

Название учебного заведения : 

  1. Международный казахско-арабский университет, бакалавриат   
  2. Университет Селчук в г.Кония, магистратура
  3. КазНУ им.аль-Фараби, докторантур

Библиографиялық сілтемелер

References
Ahmad ibn Khanbal al al-Sha'aybani (1998). Musnad Ahmad ibn Khanbal [Musnad Ahmad ibn Khanbal]. Beirut: Alam l-kutub, 467 b.
Adіlbaeva Sh (2011). Hadis – gurpymyz, sүnnet – saltymyz [Hadith is our tradition, Sunnah is our tradition]. Almaty; Islam mәdenietі men bіlіmіn қoldau қory. 280 b.
Auezov M.O (1959). Ar zhyldar oilary [Thoughts of different years]. Almaty. 371 b.
Zharmukhamedov M (1991). Aitystyn damu zholy [The way of aitys development]. Almaty. 414 b.
Zholdasbekov M (2008). Asyl arnalar [Noble channels]. Almaty. 320 b.
Zhyr atasy – Қaban zhyrau (2011) [The ancestor of the song is Kaban Zhyrau]. Almaty. 240 b.
Imam әn-Nәsәi (2001). Әs-Sunan әl-kubra [Әs-Sunan әl-kubra]. Bejrut: Muassasatu әr-risala. 9 t. 429 b.
Kopabaev O., Dauіtuly S (2010). Қaban zhyrau [Қaban zhyrau] // Egemen Қazakhstan gazetі. 13 kazan
Mukhitdinov R.S (2018). Kazakh tіlіndegі islam dіnі sozderіnіn koldanylu tarihy [History of the use of Islamic words in the Kazakh language]. Astana: «Ruhani kundylyktardy koldau kory» korporativtіk kory, 260 b.
Mukanov S (1974). Halyk murasy [People's heritage]. Almaty. 236 b.
Oraz Ismajyl (2014). Zhyr atasy Қaban zhyrau [The beginning of the song is Kaban Zhyrau]. Almaty. 173 b.
Sypyra, Asanqaıgy, Qaztugan, Dospanbet, Şalkıiz, Būqar Qalqamanūly, t.b. şyğarmalary. (Aqyndar amanaty). (2014). Almaty: «NūrlyPress.kz». 288 b.
Tursynov E (1974). Kazak auyz adebietіn zhasaushylardyn bairgy okіlderі [Ancient representatives of the Kazakh oral literature]. Almaty. – 139 b.
Ysmajylov E (1996). Zhambyl zhane halyk akyndary [Zhambyl and folk poets]. Almaty. 240 b.
https://www.inform.kz/kz/kaban-kabylisa-zhyrau-asanuly_a2188709

Қосымша файлдар

Как цитировать

Mukhitdinov‬‏, ‪R., Paltore, Y., & Mazhen, E. (2022). Қабылиса жырларында көтерілген діни тақырыптарға теолингвистикалық талдау. ҚазҰУ Хабаршысы, Дінтану сериясы, 30(2), 47–55. https://doi.org/10.26577/EJRS.2022.v30.i2.r5