Проявления и развитие неопаганизма в современном обществе

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/EJRS.2020.v24.i4.r1
        151 0

Ключевые слова:

Архаика, мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, неопаганизм, искусство

Аннотация

В современной культуре и искусстве можно найти во множестве признаки древних верований и мифологических понятий. Авторы статьи раскрывая данные явления, преследуют цель изучения их роли в современной духовности и ментально-психологического влияния.  В статье преследуется цель раскрытие причин и следствий возобновления архаичного миропознания, древних паганистских верований в видах и жанрах современного искусства. Авторы, проведя анализ явлениям неопаганизма в искусстве, выявляют два аспекта рассматриваемого события. Первый аспект - древние мировоззренческие понятия, связанные с народными глубокими духовными источниками и формы верований. Это феномен, тесно связанный с коллективной памятью и этнопсихологическими ментальными особенностями каждого народа. Второй аспект проявления неопаганизма в современном обществе – использование веры в древние мифы и практики с целью манипуляции людьми в политических и коммерческих целях. Итоги исследования показывают, что опыт освоения окружающей природной и социальной среды древнего человека, сохранилась тысячелетиями в мифах и преданиях. Вследствие внешних и внутренних причин, современные люди обращаются к этому опыту, пытаясь решить собственные проблемы с помощью неопаганистских практик или формирования квазирелигиозных движений. Данное обращение особенно актуально в информационном обществе, где неопаганистские представления транслируются через интернет технологии.

Библиографические ссылки

Айтматов, Ч. «Белый пароход». – Москва: «АСТ». 2010. - 352 с.
Акишев, А. «Искусство и мифология саков». - Алма-Ата: «Наука». 1984. - 176 с.
Акишев, К. «К генезису традиционной культуры казахов» Культура кочевников на рубеже веков (ХІХ-ХХ, ХХ-ХХІ вв.): Проблемы генезиса и трансформации: Материалы междунар.конф. - Алматы. 1995. cc. 26-31.
Апдайк, Дж. «Кентавр». – Москва: «АСТ». 2009. - 320 с.
Асов, А.И. «Книга Велеса бессмертна!». Родина, № 6. 2002. сс. 27‐29
Булгаков, М. «Мастер и Маргарита: Роман». – Москва: «ОЛМА-ПРЕСС». 2005. - 512 с.
Гнатюк, В. & Гнатюк Ю. «Велесова книга». / пер. и коммент. Валентина и Юлии Гнатюк. - Москва: «Амрита-Русь». - 272 с.: ил.
Кайуа, Р. «Миф и человек. Человек и сакральное» / Пер. С фр. и вступ. сл. С.Н. Зенкина. - Москва: «ОГИ». 2003. 296 с.
Камю, А. «Посторонний: Избранное». - Москва: «Радуга». 1988. сс. 41-96
Кафка, Ф. «Процесс. Замок. Превращение: роман, рассказы». - Санкт-Петербург: «Азбука-классика». 2006. 701 с.
Кодар, А. «Долгий путь тюркского бога. Тенгриведение». (Электронный ресурс) URL https://yadi.sk/i/UGa2kqyZduyLv (дата обращения: 22.04.2020)
Кондыбаев, С. ‘Арғықазақ мифологиясы’. – Алматы: «Дайк-Пресс». 2004. – 500 с.
Коныратбаев, Ə. «Қазақ фольклорының тарихы». – Алматы: «Ана тілі». - 288 с.
Маргулан, А.Х. Сочинения: Т.1 «Бегазы-дандыбаевская культура Центрального Казахстана». – Алматы: «Атамура». 1998. - 400 с.
Орынбеков, М.С. «Генезис религиозности в Казахстане». Изд.2-е, перераб. и доп. – Алматы: «ИФПР КН МОН РК». 2013. - 204 с.
Резепова, И.С. «Неоязычество в культуре: История и современность: дис. ... канд. филос. Наук». - Ростов на Дону. 2005. с. 48
Cаракаева, А.А. «Религиозные заимствования как способ создания новой религиозной идентичности в американском неоязычестве» (Электронный ресурс) URL www. gramota.net/materials/3/2010/1/38.html (дата обращения: 22.04.2020)
Сартр, Ж.П. «Тошнота». - Москва: «АСТ». 2010. - 253 с.
Сулейменов, О. «Аз и Я». - Алма-Ата: «Жазушы». 1971. - 276 с.
Яковлев, Е.Г. «Эстетика. Искусствознание. Религиоведение». – Москва: Книжный дом «Университет». 2003. - 640 с.

Transliteration
Aitmatov, Ch. 2010. ‘Beli parohod [White Steamboat]. Moskva, AST, 352 s.
Akishev, A. 1984. ‘Искусство и мифология саков’ [Art and Mythology of Saks]. Alma-Ata, Nauka. 176 s.
Akishev, K. 1995. ‘K genezisu tradisionnoi kulturi kazakhov’ Kultura kochevnikov na rubezhe vekov (ХІХ-ХХ, ХХ-ХХІ vv.): Problemi genezisa I transformasii: Materiali mezhnuradnoi konf. [‘Toward the Genesis of Traditional Kazakh Culture’ Nomad Culture at the Turn of the Century (ХІХ-ХХ, ХХ-ХХІ centuries): Problems of Genesis and Transformation: Proceedings of the International Conference]. Almaty, ss. 26-31.
Asov, A.I. 2002. ‘Kniga Velesa bessmertna!’. [The Book of Veles is Immortal!]. Rodina, No. 6, ss. 27-29
Bulgakov, M. 2005. ‘Master I Margarita: Roman’ [Master and Margarita: Roman]. Moskva, OLMA-PRESS, 512 s.
Camus, A. 1988. ‘Postoronni: Izbrannoe’ [Outsider: Favorites]. Moskva, Raduga, ss. 41-96
Gnatyuk, V. & Gnatyuk Yu. Velesova kniga [Velesova book]. / per. i comment. Valentinai i Julia Gnatyuk. Moskva, Amrita-Rus, 272 s.: Ill.
Kafka, F. 2006. ‘Prosess. Zamok. Prevrashenie: roman, rasskazi’ [Process. Castle. Transformation: novel, stories]. Sankt-Petersburg, ABC klassic, 701 s.
Kayua, R. 2003. ‘Mif i chelovek. Chelovek I sakralnoe’ [Myth and Man. Man and the Sacred]/ Per. s fr. i vstup. slovo S.N. Zenkina. Moskva, OGI, 296 s.
Kodar, A. ‘Dolgi put turkskogo boga. Tengrievedenie’ [The long path of the Turkic god. Tengrification. (Electronni resource) URL https://yadi.sk/i/UGa2kqyZduyLv (data obrashenia: 04/22/2020)
Kondybaev, S. 2004. ‘Argukazak mifologiasi [Mythologies of protokazakhs]. Almaty, Dyke-Press, s. 500.
Kondybaev, S. 2005. ‘Kazakhskaia mifologia: kratki slovar’ [Kazakh Mythology: A Brief Dictionary]. Almaty: Nurly Alem, 272 s.
Konyratbaev, A. 1991 ‘Kazak folklorinin tarihi’ [History of Kazakh Folklor]’]. Almaty, Ana tіlі, 288 s.
Margulan, A.Kh. 1998. ‘Sichinenia: Т.1 ‘Begazi-dandibayevskaya kultura Centralnogo Kazakhstana’ [Works: Vol. 1 ‘Begazy-Dandybaev Culture of Central Kazakhstan]. Almaty, Atamura, 400 s.
Orynbekov, M.S. 2013. ‘Genezis religioznosti v Kazkhstane [The Genesis of Religiousness in Kazakhstan]. Izd. 2-e, pererab. i dop. Almaty, IFPR KN MON RK, 204 s.
Rezepova, I.S. 2005. Neoyazichestvo v culture: Istoria I sovremennost: dis… kand. filos. nauk. [Neopaganism in Culture: History and Modernity: Dis. ... cand. Philos. sciences]. Rostov na Donu, s. 48
Sarakaeva A.A. ‘Religioznie zaimstvivania kak sposob sozdania novoi religioznoi identichnosti v amerikanskom neoyazichestve’ [Religious borrowing as a way to create a new religious identity in American neopaganism] (Electronni resource) URL www. gramota.net/materials/3/2010/1/38.html (accessed: 04/22/2020)
Sartre, J.P. 2010. ‘Toshnota’ [Nausea]. Moskva, Ast, 253 s.
Suleimenov, O. 1971. ‘Az i ya’ [Az and Me]. Alma-Ata, Zhazushi, 276 s.
Updike, J. 2009. ‘Kentavr’ [Centaur]. Moskva, AST, 320 s.
Yakovlev, E.G. 2003. ‘Estetika. Iskustvoznanie. Religiovedenie’ [Aesthetics. Art History. Religious Studies]. Moskva, Knizni Dom "Universitet", 640 s.

Дополнительные файлы

Как цитировать

Asanova, S., & Utebayeva, D. (2020). Проявления и развитие неопаганизма в современном обществе. Вестник КазНУ, Серия Религиоведение, 24(4), 4–12. https://doi.org/10.26577/EJRS.2020.v24.i4.r1