Религиозное и общественное значение вакуфов на казахской земле

Авторы

  • Sh. Adilbayeva Египетский университет исламской культуры Нур-Мубарак, г. Алматы, Казахстан http://orcid.org/0000-0001-8073-4044
  • K. Kabdolda Египетский университет исламской культуры Нур-Мубарак, г. Алматы, Казахстан http://orcid.org/0000-0002-8510-3222
  • A. Adilbayev Египетский университет исламской культуры Нур-Мубарак, г. Алматы, Казахстан http://orcid.org/0000-0002-3211-0007

DOI:

https://doi.org/10.26577//EJRS.2023.v34.i2.r6
        123 0

Ключевые слова:

Вакуф, ислам, благотворительная деятельность, непрекращающаяся милостыня, система вакуфов

Аннотация

  Культура вакуфов, возникшая в мусульманских странах на основе щедрости и взаимопомощи, представляет собой религиозно-правовую структуру, игравшую важную роль в социальной и экономической жизни исламского мира со времен Медины, начатой ​​Пророком Мухаммедом, до сегодняшнего дня. Основной целью формирования культуры благотворительности было устранение пороков в обществе, содействие развитию социальной ситуации, обеспечение сохранения экономического равенства. Для этого были построены такие здания, как мечети, медресе, библиотеки, караван-сарай, построены и сданы в общественное пользование водоканалы и рвы, мосты. Иногда земли, находящиеся в частной собственности, также распределяются среди населения или полностью отдаются в пользование государству. Также вакуфы оказали свое влияние на развитие страны с точки зрения языка, культуры, истории и религии. Большое количество вакуфов, созданных на основе благотворительности у тюркских народов, в том числе в казахских степях, свидетельствует о том, что понимание и культура вакуфов сформировались в народе на высоком уровне. Рассматривая сферу их услуг, можно увидеть, что в них входят люди из разных категорий населения, такие как бедняки и сироты, студенты и путешественники, земледельцы и ремесленники. В статье рассматривается религиозное и социальное значение вакфа в казахской степи.  

Ключевые слова: Вакуф, ислам, благотворительная деятельность, непрекращающаяся милостыня, система вакуфов.

Библиографические ссылки

Әдебиеттер

Halіfe Altay (1986) Kazak türkleri vakfı. – Стамбул. – 192.
әл-Муғни, Ибн Құдама (1977) Әл-Мұғни. – 12 том. әл-Рияд: Дарул Аламул кутуб.– 175.
Гордлевский В.А. (1968) Избранные сочинения: В 4 т. – М.: Наука. – 549.
Диваев А. (1901) Предание о Хазірете Ата // Туркестанские ведомости. – 11.03.1901. – 6-7.
Еренов А. (1963) Возникновение и развитие социалистических земельных правоотношений в Каз ССР. – Алма-Ата: Наука. – 56.
Жандарбек З. (2002) «Насаб-наме» нұсқалары және түркі тарихы. – Алматы: Дайк-Пресс. – 22.
Ибадуллаева З.Ө. (2001) Қазақ халқының құрамындағы қожалар (тарихи-этнографиялық зерттеу). – Алматы: Қазақ университеті баспасы. Д 2003/37 И 13. – 51.
Қамзабекұлы Д. (2002) Алаш және әдебиет. – Астана: Отырар кітапханасы. – 99.
Қозыбаев М.Қ., Алдажұманов Қ.С., Әбілқожин Ж.Б. (1992 ) «Қазақстандағы күшпен коллективтендіру: қорлық пен зорлық». – Алматы: Тарихшының кітапханасы. – 17-18.
Құл-Мұхаммед, Мұхтар (1998) Алаш қайраткерлері саяси-құқықтық көзқарастарының эволюциясы. – Алматы: Атамұра. – 78.
Мақсат Д. (2007) Сталиншілдіктің Қазақстанда орнығуы (1925-1956). – Астана. – 528.
Мансұров Т.А. (2007) Нәзір Төреқұлов. – Алматы: ЖШС «Қазақстан» баспа үйі. – 114.
Массон М.Е. (2000) Қожа Ахмет кесенесі. – Шымкент: Жібек жолы. – 63.
Оралтай Х. (2005) Елім-айлап өткен өмір. – Алматы: Білім. – 218.
Расудова Р. Я. (1978) Термин ходжа в топономии Средней Азии. Онамастика Ср. Азии. – Москва: Наука. – 128.
Салқынұлы Сәбит (2006) Досжан Хазірет. – Алматы: Дөйт-Принтхаус. – 89.
Смағұлова С.О., Әнес Ғ.Қ., Замзаева Т.А. (2009а) Мәдина хаты/ Қазақ газеті (1914). – Алматы: Арыс. – 480.
Смағұлова С.О., Әнес Ғ.Қ., Замзаева Т.А. (2009б) Орынсыз шығын// Қазақ газеті (1913). – Алматы: Арыс. – 480.
Субханбердина Ү. (1993) «Қазақ», «Алаш», «Сарыарқа». – Алматы: Ғылым. – 200.
Төтенаев Б., Жолдасов А., Құрбанғали Х. (1992) «Тауарих хамса» (Бес тарих). – Алматы: Қазақстан. – 304.
Шлыков П.В. (2011) Вакфы в Турции: трансформация традиционного института, Москва: Марджани. – 27.

References

Divaev А. (1901) Predanie o Hazіrete Ata // Turkestanskie vedomosti [The Legend of Hazrat Ata // Turkestan Statements]. – 11.03.1901. – 6-7. (in Russian)
Erenov А. (1963) Vozniknovenie i razvitie socialisticheskih zemel'nyh pravootnoshenij v Kaz SSR [The emergence and development of socialist land relations in the Kazakh SSR]. – Alma-Ata: Nauka. – 56. (in Russian)
Gill M. (1976) Documents of the Jewish pious foundations the Cairo Geniza. Leiden. – 250.
Gordlevskii V.А. (1968) Izbrannye sochinenija: V 4 т. [Selected Compositions: 4 vol.]. – М.: Nauka. – 549. (in Russian)
Halіfe Altay (1986) Kazak türkleri vakfı [Kazakh Turks Founds]. – Istanbul. – 192. (in Turkish)
Ibadullaeva Z.Ө. (2001) Қazaқ halқynyң құramyndaғy қozhalar (tarihi-jetnografijalyқ zertteu) [Khojas among the Kazakh people (historical-ethnographic study)]. – Almaty: Kazakh University Press. Д 2003/37 И 13. – 51. (in Kazakh)
Ibn Qudama (1977) Al-Mughni [Al-Mughni, 12 vol. Darul "Alamul Qutb"]. – al-Riyad: Darul "Alamul Qutb". – 12 том. – 175. (in Arabic)
Kozybaev M.K., Aldajumanov K.S., Abilkozhin Zh.B. (1992 ) Qazaqstandagy kushpen kooletivtendiru: qorlyq pen zorlyq [Collectivization by Force in Kazakhstan: Humiliation and Violence]. – Алматы: Тарихшының кітапханасы. – 17-18. (in Kazakh)
Maksat D. (2007) The rise of Stalinism in Kazakhstan (1925-1956) [Stalinshіldіktің Қazaқstanda ornyғuy. 1925-1956]. – Астана. – 528. (in Kazakh)
Mansurov Т.А. (2007) Nazir Torequlov [Nazir Torequlov]. – Алматы: ЖШС «Қазақстан» баспа үйі. – 114.
Masson М.Е. (2000) Qozha Ahmet kesenesi [The mausoleum of Khozha Ahmet]. – Shymkent: Zhibek zholy. – 63. (in Kazakh)
Oraltai H. (2005) Elіm-ajlap өtken өmіr [Past Life with Elim-ai]. – Almaty: Bilim. – 218. (in Kazakh)
Qamzabekuly D. (2002) Alash jane adebiet [Alash and the Literature]. – Astana: Otyrar kitaphanasy. – 99. (in Kazakh)
Qul-Muhammed, M. (1998) Alash qajratkerlerі sajasi-quqyqtyq kozqarastarynyn jevoljucijasy [Evolution of political and legal views of Alash figures]. – Almaty: Atamura. – 78. (in Kazakh)
Rasudova R. Ya. (1978) Termin hodzha v toponomii Srednej Azii. Onamastika Srednej Azii [The term Khodja in the toponymy of Central Asia. Onomastics of Central Asia]. – Москва: Наука. – 128. (in Russian)
Salqynuly S. (2006) Doszhan Hazіret [Hazrat Doszhan]. – Almaty: Doit Print House. – 89. (in Kazakh)
Shlykov P.V. (2011) Vakfy v Turcii: transformaciya tradicionnogo instituta [Foundations in Turkey: transformation to a traditional institution]. – Moscow: Mardzhani. – 27. (in Russian)
Smagulova S.O., Anes G. K., Zamzaeva Т.А. (2009) Madina haty/Qazaq gazeti (1914) [The Letter of Madina/The Kazakh Gazeti]. – Almaty: Arys. – 480. (in Kazakh)
Smagulova S.O., Anes G. K., Zamzaeva Т.А. (2009) Orynsyz shygyn/Qazaq gazeti (1913) [Undue Expense/ The Kazakh Gazeti]. – Almaty: Arys. – 480. (in Kazakh)
Subhanberdina U. (1993) «Qazaq», «Alash», «Saryarqa» [Kazakh, Alash, Saryarqa]. – Almaty: Gylym. – 200. (in Kazakh)
Tonentaev B., Zholdasov А., Qurbangali Kh. (1992) «Tauarih hamsa» (Bes tarih) [The Five History]. – Almaty: Qazaqstan. – 304. (in Kazakh)
Zhandarnek Z. (2002) «Nasab-name» nұsqalary zhәne tүrkі tarihy [Versions of "Nasab-name" and Turkish history]. – Алматы: Дайк-Пресс. – 22. (in Kazakh)

Дополнительные файлы

Как цитировать

Adilbayeva, S., Kabdolda, K., & Adilbayev, A. (2023). Религиозное и общественное значение вакуфов на казахской земле. Вестник КазНУ, Серия Религиоведение, 34(2), 52–64. https://doi.org/10.26577//EJRS.2023.v34.i2.r6