Теологические взгляды имама Матуриди
DOI:
https://doi.org/10.26577//EJRS.2022.v29.i1.r9Ключевые слова:
имам Матуриди, калам, ахль ас-сунна, разум, вераАннотация
В статье анализируется богословская система имама Абу Мансура аль-Матуриди и его богословов, основателя мазхаба Матуриди, широко распространенного в Средней Азии как школа ислама. Утверждается, что имам Матуриди развил свою школу, следуя традиции имама Акзама Абу Ханифы, основной школы Ахль ас-Сунна ва'ль-Джамаа. Взгляды Матуриди сосредоточены на разуме и дают подробное описание его роли в познании Бога. Приводятся суждения учеников, продолжавших школу Матуриди, относительно него. Вот мнения учеников, продолживших школу ученого. Мы также уделили особое внимание богословскому значению и методам двух книг «Тавилату-л Коран» и «Китабу-т Таухид», которые сохранились до наших дней. В произведениях Имама Матуриди обсуждаются вопросы «божественности», «человеческой воли и желания», «судьбы», «пророчества», «веры и великого греха». Кроме того, богословские взгляды Имама Матуриди включают «познание Бога», «искусство и уродство», «человеческую свободу», «возложение непреодолимой задачи», «таква», «мудрость и разум», «слышание слова Божьего», «пророки». Вопрос о том, быть мужчиной или женщиной будет выбран и изучен в сравнении с теологическими взглядами Ашарийа Мазхаба.
Ключевые слова: имам Матуриди, калам, ахль ас-сунна, разум, вера
Библиографические ссылки
Akimkhanov A. et al (2016) Principles of Abu Mansur Al-Maturidi, central Asian Islamic theologian preoccupied with the question of the relation between the Iman/credo and the action in Islam. Vol 12, № 6. –165-176. https://www.researchgate.net/publication/311460576_Principles_of_Abu_Mansur_Al-Maturidi_central_Asian_Islamic_theologian_preoccupied_with_the_question_of_the_relation_between_the_Imancredo_and_the_action_in_Islam
Әділбаев А. (2018) Имам әл-Матуридидің Имам Әбу Ханифа көзқарастарына қатысты ұстанымдары. / Халықаралық Матуриди симпозиумы (Өткені, бүгіні мен болашағы). Баяндамалар кітабы. Ред.Кутлу Сөнмез. –Анкара: Olivin Ofset. – 624.
Bruckmayr, P. (2009) The spread and persistence of Māturīdi kalām and underlying dynamics. In Iran and the Caucasus. Vol. 13, Issue 1, – 59-92 https://doi.org/10.1163/160984909X12476379007882.
GöTz, M. (1965) Māturidī und sein Kitāb Ta’wīlāt al-Qur’ān. Islam - Zeitschrift Fur Geschichte Und Kultur Des Islamischen Orients, 41(1), – 27-70. https://doi.org/10.1515/islm.1965.41.1.27
Düzgün, Ş. (2012) Matüridi’nin Kur’an Yorum Yöntemi // Kader Kelam araştırmaları dergisi. – Ankara: 2012, –Vol 10, Issue 1, - 1-18.
Işık, H. (2013) Maturidi’de İnsan Özgürlüğü. – Ankara: Araştırma Yayınları. – 200.
Zhussipbek, G., Satershinov, B. (2019) Search for the theological grounds to develop inclusive islamic interpretations: Some insights from rationalistic islamic maturidite theology. Religions, 10 (11) 609. https://doi.org/10.3390/rel10110609
Керімбай С., Төлеген М., Нәби А., Тасболат А. (2014) Салт-дәстүр сөйлейді. - Алматы: «Орхон» Баспа үйі. – 325.
Қалмахан Е. (2018) Имам әл-Матуридидің Имам Әбу Ханифа көзқарастарына қатысты ұстанымдары. / Халықаралық Матуриди симпозиумы (Өткені, бүгіні мен болашағы). Баяндамалар кітабы. – Анкара: Olivin Ofset. – 624.
Maturidi, Ebu Mansur. (2013) Kitabu’t Tevhid Açıklamalı Tercüme. Çev. Bekir Topaloğlu. – İstanbul: İSAM Yayınları. – 613.
Özel, A. (2017) Hanefi Fıkıh Alimleri ve Diğer Mezheplerin Meşhurları. – Ankara: Türkiye Diyanet Vakfı Yayınları. – 779.
Pezdevi, Ebu’l Yüsr. (1963) Usul ed-Din, Hans Peter Linss neşri. – Kahire: Dâru ihyâi’l-kütübi’l-Arabiyye. –530.
Sabuni, N. (2014) Maturidiyye Akaidi. Çev. Bekir Topaloğlu. – İstanbul: M.Ü. İlahiyat Fakültesi Vakfı Yayınları. – 213.
Serdar, M. (2012) Kelam Tarihi. – Kayseri: Afşar Matbaacılık. – S. 288.
Yazıcıoğlu, M. (1985) Matüridi kelam ekolunun iki büyük siması: Ebü Mansur Maturidi ve Ebu’l Muin Nesefi // Ankara Üniversitesi İlahiyat Fakültesi Dergisi 27 (1). – Ankara. – 281-298.
Yeşilyurt, T. (2012) Maturidilik: Önemli İsimler ve Temel İlkeler. Kelam el-kitabı. – Ankara: Grafiker. – 149-156.
Yurdagur, M. (2017) Ünlü Türk Kelamcıları- Maveraünnehirden Osmanlı Coğrafyasına. – İstanbul: M.Ü. İlahiyat Fakültesi Vakfı Yayınları. – 296.
References
Akimkhanov A. et al (2016) Principles of Abu Mansur Al-Maturidi, central Asian Islamic theologian preoccupied with the question of the relation between the Iman/credo and the action in Islam. 12, 165–176. https://www.researchgate.net/publication/311460576_Principles_of_Abu_Mansur_Al-Maturidi_central_Asian_Islamic_theologian_preoccupied_with_the_question_of_the_relation_between_the_Imancredo_and_the_action_in_Islam (in Kazakh)
Ädilbaev A. (2018) Ïmam äl-Matwrïdïdiñ Ïmam Äbw Xanïfa közqarastarına qatıstı ustanımdarı [Imam al-Maturidi's position on the views of Imam Abu Hanifa]. / Xalıqaralıq Matwrïdï sïmpozïwmı (Ötkeni, bügini men bolaşağı). Bayandamalar kitabı. Red.Kwtlw Sönmez. – Ankara: Olivin Ofset. – 624. (in Kazakh)
Bruckmayr, P. (2009) The spread and persistence of Māturīdi kalām and underlying dynamics. In Iran and the Caucasus (Vol. 13, Issue 1, pp. 59–92). https://doi.org/10.1163/160984909X12476379007882
GöTz, M. (1965) Māturidī und sein Kitāb Ta’wīlāt al-Qur’ān. Islam – Zeitschrift Fur Geschichte Und Kultur Des Islamischen Orients, 41(1), 27–70. https://doi.org/10.1515/islm.1965.41.1.27 (in German)
Düzgün, Ş. (2012) Matüridi’nin Kur’an Yorum Yöntemi ” [Maturidi's Method of Interpretation of the Qur'an. "Word Studies"] // Kader Kelam araştırmaları dergisi. – Ankara: 2012, –Vol 10, Issue 1. – 1-18. (in Turkish)
Işık, H. (2013) Maturidi’de İnsan Özgürlüğü [Human Freedom in Maturidi]. – Ankara: Araştırma Yayınları. – 200. (in Turkish)
Zhussipbek, G., Satershinov, B. (2019) Search for the theological grounds to develop inclusive islamic interpretations: Some insights from rationalistic islamic maturidite theology. Religions, 10 (11) 609. https://doi.org/10.3390/rel10110609
Kerimbay S., Tölegen M., Näbï A., Tasbolat A. (2014) Salt-dästür söyleydi [Traditions Speak]. - Almatı: «Orxon» Baspa üyi. – 325. (in Kazakh)
Qalmaxan E. (2018) Ïmam äl-Matwrïdïdiñ Ïmam Äbw Xanïfa közqarastarına qatıstı ustanımdarı [Imam al-Maturidi's position on the views of Imam Abu Hanifa]. / Xalıqaralıq Matwrïdï sïmpozïwmı (Ötkeni, bügini men bolaşağı). Bayandamalar kitabı. – Ankara: Olivin Ofset. – 624. (in Kazakh)
Maturidi, Ebu Mansur. (2013) Kitabu’t Tevhid Açıklamalı Tercüme [Kitabu't Tawhid Annotated Translation]. Çev. Bekir Topaloğlu. – İstanbul: İSAM Yayınları. – 613. (in Turkish)
Özel, A. (2017) Hanefi Fıkıh Alimleri ve Diğer Mezheplerin Meşhurları [Hanafi Fiqh Scholars and Famous People of Other Sects]. – Ankara: Türkiye Diyanet Vakfı Yayınları. – 779. (in Turkish)
Pezdevi, Ebu’l Yüsr. (1963) Usul ed-Din [Usul ed-Din]. Hans Peter Linss neşri. – Kahire: Dâru ihyâi’l-kütübi’l-Arabiyye. –530. (in Arabic)
Sabuni, N. (2014) Maturidiyye Akaidi [Maturidiyya Akaidi]. Çev. Bekir Topaloğlu. – İstanbul: M.Ü. İlahiyat Fakültesi Vakfı Yayınları. – 213. (in Turkish)
Serdar, M. (2012) Kelam Tarihi [Kalam History]. – Kayseri: Afşar Matbaacılık. – 288. (in Turkish)
Yazıcıoğlu, M. (1985) Matüridi kelam ekolunun iki büyük siması: Ebü Mansur Maturidi ve Ebu’l Muin Nesefi [Two great figures of Maturidi kalam school: Abu Mansur Maturidi and Ebu'l Muin Nasefi] // Ankara Üniversitesi İlahiyat Fakültesi Dergisi 27 (1). – Ankara. – 281-298. (in Turkish)
Yeşilyurt, T. (2012) Maturidilik: Önemli İsimler ve Temel İlkeler [Maturidiness: Important Names and Basic Principles]. Kelam el-kitabı. – Ankara: Grafiker. – 149-156. (in Turkish)
Yurdagur, M. (2017) Ünlü Türk Kelamcıları- Maveraünnehirden Osmanlı Coğrafyasına [Famous Turkish Theologians - From Transoxiana to Ottoman Geography]. – İstanbul: M.Ü. İlahiyat Fakültesi Vakfı Yayınları. – 296. (in Turkish)