Истории об Укаша ата и Корасан ата

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577//EJRS.2021.v26.i2.r4
        339 0

Ключевые слова:

cвятой, повествование, мифология, святой (сакральный), ислам

Аннотация

В статье рассматривается своеобразный агиологический характер повествовательного жанра способствует формированию сакральности как важной составной части святости святого, изображает героя чудотворностью, недоступной обычным людям, направлен на произведение впечатлении, укрепление веры в святого.  Сообщается, что был сподвижник по имени Мухаммад Уккаша ибн Михсин аль-Асади , который участвовал в войнах, прославился своим героизмом, умер в 632 году. В основе истории об Укаша-Ате, сакральное место в Туркестанской области, доказывается, что пуле непробиваемость,меч непробиваемость и обезглавливания во время намаза,мотив отрубленной головы являются повторяющимися, устойчивыми мотивами, связанными с Хорасан-Ата, Арыстан Бап, Масат-Ата и Шакпак-Ата и другими святыми. Непроницаемый герой - Укаша-ата обманут своими врагами, которые пытаются выяснить его уязвимое место через женщину (ведьма, иногда его жена) и совершить покушение- древний миф, который также отмечен в фольклоре и сказках.Только это событие возродило религиозный характер, изображая героя как сражающегося на пути распространения ислама, врага - врагов религии.Укаша ата изображается как богобоязненный человек, который ни о чем не беспокоится при утренней молитве, а когда предан рабству, его тело освобождается и он не обращает внимания ни на какие угрозы.  

Ключевые слова: Святой, повествование, мифология, святой (сакральный), ислам

Библиографические ссылки

«Арасан-Қорасан» туралы не білеміз?// kazgazeta.kz. Маусым 26, 2020.
Coşan Mahmud Esad (1983) İSLAMÎ TÜRK EDEBİYATINDA ÜKKÂŞE HİKAYESİ // A.Ü.İ.F. Dergisi. – Ankara, , С.26.
Ükkâşe b. Mýhsan/Turkive Diyanet vakfi islam ansiklopedisi (2012) 42 -cilt −Istanbul.
Абрамзон С.М. (1978) Материальная культура и хозяйство Кавказа , Средней Азии и Казахстана. – Ленинград: «Наука». – 216.
Ахметгалеева Я.С. (1979) Исcледование тюркоязычного памятника «Кисекбаш китабы». – Москва: «Наука». – 189.
Бабалар сөзі (2005) Көптомдық шығармалар жинағы. 11 том. Діни дастандар. – Астана: «Фолиант». – 368.
Гордлевский В.А. (1960) Избранные сочинения.Том І. Исторические работы . М.: «Издательство восточной литературы». – 552.
Дала фолькорының антологиясы. (2019) Батырлар жыры.Он томдық. 1 том, А.: «Brand Book». – 560.
ДиУис Д., Муминов А. (2008) Исламизация и сакральные родословные в Центральной Азии: Наследие Исхак Баба в нарративной и генеалогической традициях.Том ІІ. Генеологические грамоты и сакральные семейство ХІХ-ХХІ веков:насаб-наме и группы ходжей, связанных с сакральным сказанием об Исхаке Бабе, Алматы-Берн-Ташкент-Блумингстон.
ДиУис Д., Муминов А. (2013) Исламизация и сакральные родословные в Центральной Азии: Наследие Исхак Баба в нарративной и генеалогической традициях.Том І. Открытие пути ислама: рассказ об Исхаке Бабе, ХІV- ХІХ. – Алматы-Блумингстон: «Дайк-Прес». – 640.
Жәңгірұлы Ш. (1995) Назым Сияр Шәриф (құраст., баспаға әзірлеген О. Құдышұлы). – А.: «Санат». – 126.
Кастанье И.А. (2007) Древности Киргизской степи и Оренбургского края. – А.: «Дайк-Прес». – 516.
Керелбаев С., Қосбармақов Б., Құлбай Н. (2018) 360 әулиелі Маңғыстау. – А.: «Информ-А». – 592.
Көпейұлы Мәшһүр Жүсіп (2008) Көп томдық шығармалар жинағы. 8 том. – А.: «Алаш». – 312.
Көпейұлы Мәшһүр Жүсіп (2003) Шығармалары. 3 том. Павлодар: «ЭКО». – 382.
Қасқабасов С. (2014) Таңдамалы. Бірінші том. Қазақтың халық прозасы. Зерттеулер. – Астана: «Фолиант». – 320.
Қожа М. (2013) Оңтүстік Қазақстанның әулие жерлері. – Шымкент. – 148.
Қондыбай С. (2007) Маңғыстау мен Үстірттің киелі орындары. – А.: «Арыс». – 128.
Қорғанбек Б. (2014) Қожа Ахмет Ясауи есімімен байланысты аңыз, әпсана, хикаялар. – А.: «Эффект».
Маликов А. (2015) Святилище Укаша-ата в Южном Казахстане и ее аналогии в Центральной Азии//Известия национального центра археологии иисточниковедении. №2. – Астана. – 67.
Манапов Ә., Байболов Б. Укаша ата (142 мыңнан астам зиратшы-турист құдықтың құпиясына қанықты)// «Егемен Қазақстан» газеті, 2020, 16 сәуір.
Муминов А.К. (2011) Родословное древо Мухтара Ауэзова. – А.: «Жібек жолы». – 304.
Нарынбаева Н. (2017) Миф, уланыш, аңыз, санжыра уламышы: 26-том. – Бишкек: «Приит-Экспресс».
Предание адаевцев о святых секты ханафе, живших и умерших на Мангышлаке. (2007) “Приложения” к выпуску “Сборника сведений о кавказских горцах” за 1873 г. Тифлик //История Казахстана в русских источниках ХVІ –ХХ веков ІХ том. Народные предания об исторических событиях и выдающихся людях казахской степи (ХІХ- ХХвв.). – Алматы. – 463.
Уәлиханов Ш. (1984) Бес томдық шығармалар жинағы 1 том. Предания и легенды большой киргиз-кайсацкой орды. – Алматы.


References
«Arasan-Qorasan» turaly ne bіlemіz? (2020) [What do we know about "Arasan-Qorasan"?] // kazgazeta.kz. Mausym 26, 2020.
Coşan Mahmud Esad (1983) İSLAMÎ TÜRK EDEBİYATINDA ÜKKÂŞE HİKAYESİ [THE STORY OF ÜKKAŞE IN ISLAMIC TURKISH LITERATURE] // A.Ü.İ.F. Dergısı. – Ankara. – 26.
Ükkâşe b. Mýhsan/Turkıve Dıyanet vakfı ıslam ansıklopedısı (2012) [Turkıve Diyanet Foundation islamic encyclopedia]. 42 -cılt −Istanbul.
Abramzon S.M. (1978) Materialnaя kultura i hozyaistvo Kavkaza , Srednei Azii i Kazahstana [Material culture and economy of the Caucasus, Central Asia and Kazakhstan]. – Leningrad: «Nauka». – 216.
Ahmetgaleeva Ya.S. (1979) İscledovanie trkoyazychnogo pamyatnika «Kisekbaş kitaby» [History of the Turkic-speaking monument “The Kisekbas Book”]. – Moskva: «Nauka». – 189.
Babalar sözі (2005) Köptomdyq şyğarmalar jinağy [Collection of poems]. 11 tom. Dіni dastandar. – Astana: «Foliant». – 368.
Gordlevskii V.A. (1960) İzbrannye sochineniya. Tom I. İstoricheskie raboty [Selected Works. Vol. I. Historical works]. M.: «İzdatelstvo vostochnoi literatury». – 552.
Dala folkorynyŋ antologiyasy (2019) Batyrlar jyry.On tomdyq. 1 tom [Anthology of field folklore. Composition of heroes. Ten volumes. Vol.I]. – A.: «Brand Book». – 560.
DiUis D., Muminov A. (2008) İslamizasiya i sakralnye rodoslovnye v Sentralnoi Azii: Nasledie İshak Baba v narrativnoi i genealogicheskoi tradisiяh [Islamization and sacred genealogy in Central Asia: Nasledie Ishak Baba in narrativnoi and genealogical traditions]. Tom II. Geneologicheskie gramoty i sakralnye semeistvo XIX-XXI vekov: nasab-name i gruppy hodjei, svяzannyh s sakralnym skazaniem ob İshake Babe, Almaty-Bern-Taşkent-Blumingston.
DiUis D., Muminov A. (2013) İslamizasiya i sakralnye rodoslovnye v Sentralnoi Azii: Nasledie İshak Baba v narrativnoi i genealogicheskoi tradisiyah [Islamization and sacred genealogy in Central Asia: Nasledie Ishak Baba in narrativnoi and genealogical traditions]. Tom I. Otkrytie puti islama: rasskaz ob İshake Babe, XIX-XXI. – Almaty-Blumingston: «Daik-Pres». – 640.
Jäŋgіrūly Ş. (1995) Nazym Siяr Şärif (qūrast., baspağa äzіrlegen O. Qūdyşūly) [Nazym Siyar Sharif]. – A.: «Sanat». – 126.
Kastane İ.A. (2007) Drevnosti Kirgizskoi stepi i Orenburgskogo kraya [Antiquities of the Kyrgyz steppe and the Orenburg region]. – A.: «Daik-Pres». – 516.
Kerelbaev S., Qosbarmaqov B., Qūlbai N. (2018) 360 äulielі Maŋğystau [Mangystau with 360 Saints]. – A.: «İnform-A». – 592.
Köpeiūly Mäşһür Jüsіp (2008) Köp tomdyq şyğarmalar jinağy. 8 tom [A collection of multi-volume poems. Vol. 8].. – A.: «Alaş». – 312.
Köpeiūly Mäşһür Jüsіp (2003) Şyğarmalary. 3 tom [Poems. Vol. 3]. – Pavlodar: «EKO». – 382.
Qasqabasov S. (2014) Taŋdamaly. Bіrіnşі tom. Qazaqtyŋ halyq prozasy. Zertteuler [Selected. I vol. Kazakh folk prose. Survey]. – Astana: «Foliant». – 320.
Qoja M. (2013) Oŋtüstіk Qazaqstannyŋ äulie jerlerі [Holy lands of South Kazakhstan]. – Shymkent. – 148.
Qondybai S. (2007) Maŋğystau men Üstіrttіŋ kielі oryndary [Holy shrines of Magystau and Ustyurt]. – A.: «Arys». – 128.
Qorğanbek B. (2014) Qoja Ahmet Яsaui esіmіmen bailanysty aŋyz, äpsana, hikaяlar [Poems, myths and stories associated with the name of Qoja Ahmet Yasawi]. – A.: «Effekt».
Malikov A. (2015) Svyatilie Ukaşa-ata v jnom Kazahstane i ee analogii v Sentralnoi Azii//İzvestiя nasionalnogo sentra arheologii iistochnikovedenii [Witnesses of Ukasha ata in South Kazakhstan and its analogues in Central Asia // news of the national center of archeology source study]. №2. – Astana. – 67.
Manapov Ä., Baibolov B. (2020) Ukaşa ata [Ukasha Ata] (142 myŋnan astam ziratşy-turist qūdyqtyŋ qūpiяsyna qanyqty)// «Egemen Qazaqstan» gazetі, 2020, 16 säuіr.
Muminov A.K. (2011) Rodoslovnoe drevo Muhtara Auezova [Family tree of Mukhtar Auezov]. – A.: «Jіbek joly». – 304.
Narynbaeva N. (2017) Mif, ulanyş, aŋyz, sanjyra ulamyşy: 26-tom [Myth, connection, mouth, genealogy: Vol. 26]. – Bişkek: «Priit-Ekspress».
Predanie adaevsev o svyatyh sekty hanafe, jivşih i umerşih na Mangyşlake. (2007) “Prilojeniя” k vypusku “Sbornika svedenii o kavkazskih gorsah” za 1873 g. Tiflik ["Supplements" to the release of the "Collection of information about the Caucasian highlanders" for 1873 Tiflik] //İstoriя Kazahstana v russkih istochnikah HVI –HH vekov IH tom. Narodnye predaniya ob istoricheskih sobytiyah i vydaihsya ldyah kazahskoi stepi (XIX – XX vv.). – Almaty. – 463.
Uälihanov Ş. (1984) Bes tomdyq şyğarmalar jinağy 1 tom. Predaniya i legendy bolşoi kirgiz-kaisaskoi ordy [Collection of five-volume poems. Vol I. Legends and legends bolşoi of the Kirghiz-Kaisak horde]. – Almaty.

Дополнительные файлы

Как цитировать

Kerim, S., & Almukhametov, A. (2021). Истории об Укаша ата и Корасан ата. Вестник КазНУ, Серия Религиоведение, 26(2), 25–32. https://doi.org/10.26577//EJRS.2021.v26.i2.r4