Суть хикмета в творении. В рамках познания Матуриди
DOI:
https://doi.org/10.26577//EJRS.2022.v31.i3.r3Ключевые слова:
хикмет, Матуриди, бытие, зло, доброАннотация
«Хикмет» в арабском языке «х-к-м» означает глубокие и полезные знания, мудрость, тайное дело. Хикмет, наряду с ним, «справедливое суждение, знание, понимание, сохранение, зашита от жестокости», является качествой которая защищает знания и человека от жестокости, невежества. С точки зрения имама Матурида, хикмет – это способность различать правильное и неправильное на истинном пути (делать Фикх). Таким образом, это вызывает много преимуществ как в этом мире, так и в другом мире. Матуриди также выражает Хикмета как «выбор правильного в том, чтобы поставить все на свои места и не попасться ни на чью долю, не ущемлять чьи либо права». Хаким – это Всевышний Аллах, который поставил все на свои места, не ошибающийся в измерении, ученый, знающий все, изучающий природу, знающий рецепт каждого, правитель всего и «Ахкамул Хакимин». Когда слово Хаким употребляется для Аллаха, то означает судитель, наиболее знающий и творящий творение, гармонично упорядочивающий друг друга, употреблялся и в значениях «все слова и поступки познают справедливость, науку и все вещи, ситуации высшей наукой и продолжают гармонично, твердо и умело создавать все объекты природы». Следовательно, Аллах создал все существа во Вселенной с определенной целью. Но поскольку некоторые существа кажутся вредными, и многие существа в большой Вселенной могут рассматриваться как длительные и размерные, которые не могут быть оценены понятием хикмета/мудростю. В понимание Корана которое централизовано для человека, формат действия Матуриди показывает, что все в мире приносит пользу человечеству. Однако некоторые существа могут не проявляться в те вековые периоды из-за отсутствия человеческого интереса, а выявляться в последующие века. По словам Матуриди, существа, которые существовали в мире и считались не связанными с человеком, показывают, что они каким-то образом все-таки приспособились к человеческим благам, и считают, что ничто в мире не является непонятным и бессмысленным. В этом контексте эта статья была исследована и рассмотрена на основе объяснений Матуриди о мировых негативах и необъяснимых реалиях в мире.
Ключевые слова: хикмет, Матуриди, бытие, зло, добро
Библиографические ссылки
Arpaguş, Hatice (2005) “Allah-İnsan İlişkisinde Rahmet ve Gazab”. – Istanbul: Marmara Üniversitesi İlahiyat Fakültesi Dergisi 29 (2): 41-62.
Bekir Topaloglu. Islam teologiyasy. Kirispe. Audar. N.Zh. Baitenova, S.U. Abzhalov/okulyk. – Almaty: 2014. – 276.
Beyazizade, Ahmet (1996) Usulu’l-Münife li-İmam Ebi Hanife: İmam Azam Ebu Hanife’nin İtikadi Görüşleri. çev. İlyas Çelebi. – İstanbul: MÜİFV Yayınları. – 352.
Demir, Osman Nuri (2019) “İmam Mâtürîdî’de İnsan: Ruh, Nefs Ve Beden İlişkisi Üzerine Bir İnceleme”. KADER 17 (1): 228-254.
Gazzali, Ebu Hamid (2018) Esmâ’ül Hüsnâ Şerhi. trc. M. Ferşat. – İstanbul: Merve Yayınları. – 219.
İzmirli, İsmail Hakkı (1981) Yeni İlmi Kelam. nşr. Sabri Hizmetli. – Ankara: Ümran Yayınları. – 279.
Kadi Abdulcabbar, Ebu’l-Hasan (1965) Şerhu’l-Usûli’l-Hamse. nşr. A. Osman. – Kahire: Mektebetu Vehbe. – 569.
Karadaş, Cağfer (1997) İbn Arabi’nin itikadi görüşleri. – İstanbul: Beyan Yayınları. – 186.
Kurt, Fatih (2019) Nesefi Akaidi Şerhi. – Ankara: Akçağ Yayınları. – 53.
Mâtürîdî, Ebu Mansur (2001) Kitabü’t-Tevhid. thk. Bekir Topaloğlu, Muhammed Aruçi. – İstanbul: İsam Yayınları. – 771.
Oral, Osman (2015) “Mâtürîdî’de Akıl ve Yaratılış Hikmeti”. Necmettin Erbakan Üniversitesi İlahiyat Fakültesi Dergisi 40: 139-158.
Semerkandi, Şemseddin (2017) es-Sahaifü’l-İlahiyye. Trc. Ramazan Biçer. – Ankara: Türkiye Bilimler Akademisi Yayınları. – 277.
Teftazânî, Saadeddin (1999) Şerhu’l-Akâid. trc. Süleyman Uludağ. – İstanbul: Dergâh Yayınları. – 398.
References
Acluni, İsmail b. Muhammed (1988) Keşfü’l-Hafâ ve Müzilü’l-İlbas [Disclosure of Аnonymity]. – Beyrut: Dâru’l-Kütübi’lİlmiyye. – 164. (in Turkish)
Arpaguş, Hatice (2005) “Allah-İnsan İlişkisinde Rahmet ve Gazab” [“Mercy and wrath in the relationship between Allah and Man”]. – Istanbul: Marmara Üniversitesi İlahiyat Fakültesi Dergisi 29 (2): 41-62. (in Turkish)
Bekir Topaloglu. Islam teologiyasy. Kirispe [Theology of Islam. Introduction]. Audar. N.Zh. Baitenova, S.U. Abzhalov/okulyk. – Almaty: 2014. – 276. (in Kazakh)
Beyazizade, Ahmet (1996) Usulu’l-Münife li-İmam Ebi Hanife: İmam Azam Ebu Hanife’nin İtikadi Görüşleri [Views of Imam Agzam Abu Hanifa in Faith]. Çev. İlyas Çelebi. – İstanbul: MÜİFV Yayınları. – 352. (in Turkish)
Demir, Osman Nuri (2019) “İmam Mâtürîdî’de İnsan: Ruh, Nefs ve Beden İlişkisi Üzerine Bir İnceleme” [“Man in Imam Maturidi: A Review of the Relationship between Spirit, Soul and Body”]. Kader 17 (1): 228-254. (in Turkish)
Gazzali, Ebu Hamid (2018) Esmâ’ül Hüsnâ Şerhi [Description of Names of Alla]. trc. M. Ferşat. – İstanbul: Merve Yayınları. – 219. (in Turkish)
İzmirli, İsmail Hakkı (1981) Yeni İlmi Kelam [New Science Kalam]. nşr. Sabri Hizmetli. – Ankara: Ümran Yayınları. – 279. (in Turkish)
Kadi Abdulcabbar, Ebu’l-Hasan (1965) Şerhu’l-Usûli’l-Hamse [Description of the five bases]. nşr. A. Osman. – Kahire: Mektebetu Vehbe. – 569. (in Arabic)
Karadaş, Cağfer (1997) İbn Arabi’nin itikadi görüşleri [Іbn Аrabi's views in faith]. – İstanbul: Beyan Yayınları. – 186. (in Turkish)
Kurt, Fatih (2019) Nesefi Akaidi Şerhi [Description of aqida of Nasafi]. – Ankara: Akçağ Yayınları. – 53. (in Turkish)
Mâtürîdî, Ebu Mansur (2001) Kitabü’t-Tevhid [The Book of Tawhid]. thk. Bekir Topaloğlu, Muhammed Aruçi. – İstanbul: İsam Yayınları. – 771. (in Turkish)
Oral, Osman (2015) “Mâtürîdî’de Akıl ve Yaratılış Hikmeti” [The Wisdom of Reason and Creation in Maturidi]. – Konya: Necmettin Erbakan Üniversitesi İlahiyat Fakültesi Dergisi 40: 139-158. (in Turkish)
Semerkandi, Şemseddin (2017) es-Sahaifü’l-İlahiyye [Holy Scriptures]. Trc. Ramazan Biçer. – Ankara: Türkiye Bilimler Akademisi Yayınları. – 277. (in Arabic)
Teftazânî, Saadeddin (1999) Şerhu’l-Akâid [Description of Aqida]. trc. Süleyman Uludağ. – İstanbul: Dergâh Yayınları. – 398. (in Turkish)