Роль повышения религиозной грамотности в профилактике экстремистских и террористических идей в религиозном контексте Казахстана

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577//EJRS.2023.v34.i2.r3

Ключевые слова:

религиозный экстремизм, терроризм, религиозная грамотность, толерантность, традиционные религиозные ценности

Аннотация

Что касается религиозной грамотности, то, конечно же, в настоящее время нам необходимо выявить основания упомянутых выше террористических и экстремистских идеологий, как они возникают, почему они имеют определенные требования в обществе и за рубежом, а также их предпосылки и причины. Поэтому актуальной проблемой является предотвращение религиозного терроризма и экстремизма. Здесь необходимо провести очень напряженную работу в направлении привлечения молодежи к здоровому образу жизни, не ограничиваясь лекциями. Например, в настоящее время многие подростки в Казахстане не имеют возможности ходить в спортивные секции или участвовать в различных новых кружках, во многих сельских и городских районах такие устаревшие секции как «Дом юных техников» и «Дом пионеров» вообще не работают. Поэтому следует обратить внимание на функционирование организаций, привлекающих такую молодежь к науке, образованию, технологиям, спорту. Потому что, к сожалению, если государство не будет заниматься такой деятельностью, этим могут заняться террористы. Поэтому, чтобы наша молодежь выросла в духе патриотизма, мы не должны жалеть ни денег, ни возможностей. Поэтому нам кажется, что мы должны создать максимальные условия для адаптации детей школьного возраста к технике и науке. Нам необходимо реализовать меры, направленные на повышение их заинтересованности.

Ключевые слова: религиозный экстремизм, терроризм, религиозная грамотность, толерантность, традиционные религиозные ценности.

Библиографические ссылки

References

Абусейтова М.Х. (2001) К проблеме изучения истории ислама в Казахстане // «Ислам: история и современность»: Материалы Международной конференции. – Алматы. - 228.
Авт. Колл (2014) Материалы по основным опросам религии: в помощь лектору // Сборник – Астана: АДР РК. – 293.
Авт.Колл (2001) Проблемы религиозного экстремизма в Центральной Азии: Материалы международной конференции. Казахстанский институт стратегичесих исследований при Президенте Республики Казахстан и Фонда им. Фридриха Эберта. – Алматы: Издательство «ТОО «DELUXE Printery». - 5.
Авт.Колл (2017) Модели исламского образования в постсекулярном обществе: евразийские и европейские тренды /Под ред. А.Х. Бижанова. – Алматы: ҚР БҒМ ҒК Философия және саясаттану институты. – 431.
Аташ Б.М. (2013) Діни экстремизм мен терроризмнің алдын-алу шаралары: теориядан практикаға бетбұрыс (әдістемелік нұсқау). – Алматы: Мерей. –188.
Байдаров Е. (2011) Жаһандану үдерістері аясындағы Қазақстандағы исламдану үрдістері // Экстремизм мен терроризмге қарсы тұрудағы дәстүрлі діндердің рөлі. – Алматы ҚР БҒМ ҒК Философия және саясаттану институты. – 151.
Игнатенко А.А. (1994) Обман в контексте арабо-исламской куль туры Средневековья (по материалам «княжьих зерцал») // В кн.: Одиссей. Человек в истории 1993: образ «другого» в культуре. – Москва: Наука. – 331.
"Интерфакс-Қазақстан" (2018) Шетелдік қорлар 2018 // "Интерфакс-Қазақстан" агенттігі.
Нысанбаев Ә. (2012) Конфессиональный диалог как фактор обеспечения региональной безопасности в Республике Казахстан // Адам әлемі. – № 1. –258.
Рафик Мұхамедд хаджи. (2011) Мир не изменится, если не изменишься сам // Роль традиционных религий в противодействии экстремизму и терроризму: сб. метод. материалов. /Ред. Шаукенова З.К.– Алматы: Институт философии и политологии КН МОН РК. –293.
Сардар З. (2016) Критическое мышление и будущее ислама // https://cyberleninka.ru/article/n/kriticheskoe-myshlenie-i-buduschee-islama DOI: http://dx.doi.org/10.24848/islmlg.08.2.06
Сатершинов Б.М. (2014) Ислам фобиясы және стереотиптер. – Алматы: ҚР БҒМ ҒК ФСДИ. – 158.
Сейтахметова Н.Л., Смагулов Н.М. (2015) «Я» и «Другой» в модели межрелигиозного согласия (казахстанский опыт // Материалы 3-й городской научно-практической конференции. – Алматы: ИФПР КН МОН РК. – 110-119.
Фуллер Грэхем. (2003) Будущее политического ислама // Отечественные записки. – № 5. https://strana-oz.ru/2003/5/budushchee-politicheskogo-islama
Шайкемелов М. (2012) Религиозная идентификация в структуре казахской идентичности // Адам әлемі. – № 1 –258.
Шаймерден Г.И. (2018) Исламский ренессанс и евразийская парадигма // Шулембаевские чтения // Халықаралық ғылыми-теориялық конференция материалдары. – Алматы: КазНПУ. – 407.
Экстремизмге қарсы іс-қимыл туралы. (2005) Заң. 2005 жылдың 18 ақпаны https://adilet.zan.kz/kaz/docs/Z050000031_/z050031_.htm

References

Abusejtova M.H. (2001) K probleme izucheniya istorii islama v Kazahstane // «Islam: istoriya i sovremennost'»: Materialy Mezhdunarodnoj konferencii. [To the problem of studying the history of Islam in Kazakhstan // "Islam: history and modernity": Proceedings of the International Conference] – Almaty. - 228. (in Russian)
Avt. Koll (2014) Materialy po osnovnym oprosam religii: v pomoshch' lektoru // Sbornik [Materials on the main surveys of religion: to help the lecturer // Collection] – Astana: ADR RK. – 293. (in Russian)
Avt.Koll (2001) Problemy religioznogo ekstremizma v Central'noj Azii: Materialy mezhdunarodnoj konferencii. Kazahstanskij institut strategichesih issledovanij pri Prezidente Respubliki Kazahstan i Fonda im. Fridriha Eberta. [Problems of Religious Extremism in Central Asia: Proceedings of the International Conference. Kazakhstan Institute for Strategic Studies under the President of the Republic of Kazakhstan and the Foundation. Friedrich Ebert] – Almaty: Izdatel'stvo «TOO «DELUXE Printery». - 5. (in Russian)
Avt.Koll (2017) Modeli islamskogo obrazovaniya v postsekulyarnom obshchestve: evrazijskie i evropejskie trendy [Models of Islamic Education in a Post-Secular Society: Eurasian and European Trends] /Pod red. A.H. Bizhanova. – Almaty: KR BGM GK Filosofiya zhәne sayasattanu instituty. – 431. (in Russian)
Atash B.M. (2013) Dini ekstremizm men terrorizmnin aldyn-alu sharalary: teoriyadan praktikaga betburys [Measures to prevent religious extremism and terrorism: turning from theory to practice (methodological guide)] (adistemelіk nuskau). – Almaty: Merej. –188. (in Kazakh)
Bajdarov E. (2011) ZHahandanu uderisteri ayasyndagy Kazahstandagy islamdanu urdisteri // Ekstremizm men terrorizmge karsy turudagy dastүrli dinderdiң rolі [Islamization trends in Kazakhstan within the framework of globalization // The role of traditional religions in the fight against extremism and terrorism]. – Almaty: KR BGM GK Filosofiya zhane sayasattanu instituty. – 151. (in Kazakh)
Ekstremizmge karsy is-kimyl turaly. (2005) Zan [Law on Countering Extremism]. 2005 zhyldyn 18 akpany https://adilet.zan.kz/kaz/docs/Z050000031_/z050031_.htm (in Kazakh)
Fuller Grekhem. (2003) Budushchee politicheskogo islama // Otechestvennye zapiski.[ The Future of Political Islam] – № 5. https://strana-oz.ru/2003/5/budushchee-politicheskogo-islama (in Russian)
Ignatenko A.A. (1994) Obman v kontekste arabo-islamskoj kul' tury Srednevekov'ya (po materialam «knyazh'ih zercal») [Deception in the context of the Arab-Islamic culture of the Middle Ages] // V kn.: Odissej. CHelovek v istorii 1993: obraz «drugogo» v kul'ture. – Moskva: Nauka. – 331. (in Russian)
“Interfax-Kazakhstan Agency” (2018) Sheteldik korlar [Foreign resources] // “Interfaks-Kazakhstan” agenttigi. (in Kazakh)
Nysanbaev Ә. (2012) Konfessional'nyj dialog kak faktor obespecheniya regional'noj bezopasnosti v Respublike Kazahstan [Confessional dialogue as a factor in ensuring regional security in the Republic of Kazakhstan] // Adam alemi. – № 1. –258. (in Russian)
Rafik Muhamedd hadzhi. (2011) Mir ne izmenitsya, esli ne izmenish'sya sam // Rol' tradicionnyh religij v protivodejstvii ekstremizmu i terrorizmu: sb. metod. materialov [The world will not change if you do not change yourself // The role of traditional religions in countering extremism and terrorism] /Red. Shaukenova Z.K.– Almaty: Institut filosofii i politologii KN MON RK. –293. (in Russian)
Sardar Z. (2016) Kriticheskoe myshlenie i budushchee islama [Critical Thinking and the Future of Islam] // https://cyberleninka.ru/article/n/kriticheskoe-myshlenie-i-buduschee-islama DOI: http://dx.doi.org/10.24848/islmlg.08.2.06 (in Russian)
Satershinov B.M. (2014) Islam fobiyasy zhane stereotipter.[ Islamophobia and stereotypes] – Almaty: KR BGM GK FSDI. – 158. (in Kazakh)
Sejtahmetova N.L., Smagulov N.M. (2015) «YA» i «Drugoj» v modeli mezhreligioznogo soglasiya (kazakhstanskij opyt) [“I” and “Other” in the model of interreligious consent (Kazakh experience)] // Materialy 3-j gorodskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. – Almaty: IFPR KN MON RK. – 110-119. (in Russian)
Shajkemelov M. (2012) Religioznaya identifikaciya v strukture kazahskoj identichnosti [Religious identification in the structure of Kazakh identity] // Adam әlemі. – № 1 –258. (in Russian)
Shajmerden G.I. (2018) Islamskij renessans i evrazijskaya paradigm [Islamic renaissance and the Eurasian paradigm] // Shulembaevskie chteniya // Halykaralyk gylymi-teoriyalyk konferenciya materialdary. – Almaty: KazNPU. – 407. (in Russian)

Дополнительные файлы

Опубликован

2023-06-16