Паломничество в Казахстане: могилы суфийских шейхов

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577//EJRS.2021.v27.i3.r6
        190 0

Ключевые слова:

могилы суфиев, зираты шейхов, паломничество, аулия, мавзолей

Аннотация

Местами паломничества в суфизме являются святыни, посвященные различным суфийским святым - духовно возвышенным аскетам из различных мистических орденов в исламе. Ключевой целью паломничества или зиярата к могилам святых является получение благодати и покровительства от святого. Во время подобного паломничества, посетители-мусульмане читают вблизи могилы Коран. Совершаются ритуальные обряды, например, хождение вокруг могил (таваф). Также практикуют совершение жертвоприношений. Примечательно, что иногда зарубежом местная святыня со временем становится центром сообщества. Так, гробницы, построенные над могилами святых, становятся центрами «священных» городов, например, ан-Наджаф и Кербела в Ираке, Мешхед в Иране, Мазари-Шариф в Афганистане, Мавзолей Наджиметдина Кубры в Туркменистане, Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане). Данная статья посвящена рассмотрению традиций, связанных с могильными памятниками суфийских шейхов в Казахстане. Суфизм получил широкую популярность со времен Золотой Орды. На сегодняшний день археологические данные свидетельствуют о раннем распространении суфизма, преимущественно в южном и западном регионах страны. Южные регионы традиционно являются центрами паломничества. В западном регионе локализованы свыше 300 могил аулия. О распространении суфийских учений в северных регионах Казахстана свидетельствуют этнографические исследования могил суфийских шейхов в Акмолинской области.

Ключевые слова: могилы суфиев, зираты шейхов, паломничество, аулия, мавзолей

Библиографические ссылки

Абдульвапов, Н. (2006) Роль суфиыскоы обители в формировании и развитии тюркоязычноы религиозно-суфиыскоы поезии (на примере литературы османского региона). Вопросы крымскотатарскоы филологии, истории и культуры. – Симферополь: Государственноые бюджетноые образовательноые учреждениые высшего образования Республики Крым "Крымскиы инженерно-педагогическиы университет имени Февзи Якубова". – 61-74.
Кныш, А. Д.; пер. с англ. М. Г. Романов (2004) Мусульманскиы миститсизм: краткая история /. – СПб.: «Издательство «ДИЛЯ». – 464.
Муминов, А. (2014) Суфиыскиые группы в современном Казакхстане, е-Ислам. [Електронныы ресурс]. URL: http://e-islam.kz/ru/qazaqstandagy-islam/vnutrennie-kategorii/islam-zh-nindegi-zertteuler/item/5614-cufijskie-gruppy-v-sovremennom-kazakhstane.
Нуртазина, Н. (2009) Религиозныы туризм: история и современныые проблемы. На пути к святыням: культ и культура. – Алматы: Соврем. проблемы сервиса и туризма. – 25-37.
Покидаыев Д. (2019) Сакральная карта Казакхстана об`ыединяыет болеые 600 об"ыектов. [Електронныы ресурс]. URL: https://kursiv.kz/news/obschestvo/2019-01/sakralnaya-karta-kazakhstana-obedinyaet-bolee-600-obektov
Фестиваль «Накшбандия» проыдет в Узбекистане. https://www.gazeta.uz/ru/2018/11/06/tourism/

References
Abdul'vapov, N. (2006) Rol' sufiyskoy obiteli v formirovanii i razvitii tyurkoyazychnoy religiozno-sufiyskoy poezii (na primere literatury osmanskogo regiona). Voprosy krymskotatarskoy filologii, istorii i kul'tury [The role of the Sufi monastery in the formation and development of the Turkic-speaking religious-Sufi poezii (on the example of the literature of the Ottoman region). Issues of Crimean Tatar Philology, History and Culture]. – Симферополь: Gosudarstvennoye byudzhetnoye obrazovatel'noye uchrezhdeniye vysshego obrazovaniya Respubliki Krym "Krymskiy inzhenerno-pedagogicheskiy universitet imeni Fevzi Yakubova". – 61-74. (in Russian)
Ali Gomaa. (2011) Salafi destruction of shrines and public property unacceptable. [Elektronnyy resurs]. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Persecution_of_Sufis
Festival' «Nakshbandiya» proydet v Uzbekistane. https://www.gazeta.uz/ru/2018/11/06/tourism/ (in Russian)
Knysh, A. D.; per. s angl. M. G. Romanov (2004) Musul'manskiy mistitsizm: kratkaya istoriya /. – SPb.: «Izdatel'stvo «DILYA». – 464. (in Russian)
Muminov, A. (2014) Sufiyskiye gruppy v sovremennom Kazakhstane, e-Islam. [Elektronnyy resurs]. URL: http://e-islam.kz/ru/qazaqstandagy-islam/vnutrennie-kategorii/islam-zh-nindegi-zertteuler/item/5614-cufijskie-gruppy-v-sovremennom-kazakhstane. (in Russian)
Muslim ibn al'-Khadzhzhadzh. Sakhikh Muslim. – T. 2. – 672. [Elektronnyy resurs]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BB_%D0%B2_%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B5#cite_note-3 (in Arabic)
Nurtazina, N. (2009) Religioznyy turizm: istoriya i sovremennyye problemy. Na puti k svyatynyam: kul't i kul'tura [Religious tourism: history and modern problems. On the way to shrines: cult and culture]. – Аlmaty: Sovrem. problemy servisa i turizma. – 25-37. (in Russian)
Pokidayev D. (2019) Sakral'naya karta Kazakhstana ob`yedinyayet boleye 600 ob"yektov. [The sacred map of Kazakkhstan consumes more than 600 objects]. URL: https://kursiv.kz/news/obschestvo/2019-01/sakralnaya-karta-kazakhstana-obedinyaet-bolee-600-obektov (in Russian)
Temirbayev, A. et al. (2019) Sufi educational practices in modern Kazakhstan: past and present. «Adam alemi». 4 (82). – 112-117.
Temirbayev, A. et al. (2021) Sufi practices in modern Kazakhstan: traditions and innovations, Central Asia and the Caucasus. Volume 24, Issue 1. – 91-98. DOI: https://doi.org/10.37178/ca-c.21.1.08.
Volkonskiy, M., Yarlykapov, A. (2020) Ural'skiy istoricheskiy vestnik. №2 (67) 2020. Мoskva izdatel'skiy dom Mardzhani. – 61-70. DOI: https://doi.org/10.30759/1728-9718-2020-2(67)-61-70. (in Russian)

Дополнительные файлы

Как цитировать

Temirbayev, T., & Temirbayeva, T. (2021). Паломничество в Казахстане: могилы суфийских шейхов. Вестник КазНУ, Серия Религиоведение, 27(3), 50–58. https://doi.org/10.26577//EJRS.2021.v27.i3.r6