Грамотность и стремление к обучению женщин в исламской практике
DOI:
https://doi.org/10.26577//EJRS.2023.v34.i2.r5Ключевые слова:
ислам, пророк Мухаммад, грамотность, образование, женщиныАннотация
Республика Казахстан является светским государством, но, как известно, доминирующим населением в ней являются представители мусульманской религии. Несмотря на то, что в стране выстроена система регулирования религии, в исламском сообществе встречаются случаи ошибочного понимания религии, религиозной неграмотности или фанатизма. Известно, что если такую религиозную безграмотность не искоренить, она пошатнет веру людей в традиционную религию, религиозные проблемы в стране обострятся, а религия станет серьезной проблемой для государства. В связи с этим, одной из проблем в исламской среде является вопрос женской грамотности и образования. Всеобщая светская система образования не делает различий между мальчиками и девочками, однако в религиозных кругах встречаются случаи такие как не пускать девочку в школу, отрицание школы. Это заблуждение требует своевременного исправления. В этой связи, в статье анализируется положение женщин в исламе, в частности, права женщин в раннюю эпоху ислама с точки зрения грамотности и изучения учений. В Коране и хадисах, которые являются исламскими источниками, наряду с мужчинами упоминаются и женщины. Ислам публично обязывал принять учение, не деля его ни на мужчин, ни на женщин. Пророк Мухаммед также уделял особое внимание женщинам и следил за их грамотностью. Во времена пророка всегда возникали вопросы, волновавшие и женщин. Получив ответы на эти вопросы, они смогли не только раскрыть религиозную грамотность, но и активно донести до окружающих то, что узнали. Таким образом женщины становятся грамотными, обучаются учению и формируют его. В содержании статьи будут освещены и женщины-сахабы, достигшие научного уровня, и их вклад в исламское учение.
Ключевые слова: ислам, пророк Мухаммад, грамотность, образование, женщины.
Библиографические ссылки
Aхмед ибн Ханбәл (1982) әл-Mүснад. – Ыстамбұл: Аңсар баспасы. – 848.
Аман З. (2013) Асыл аналар. – Алматы: Кәусар Саяхат баспасы. – 265.
Арын Б. (2007) Діни экстремизмнің алдын алудағы әйелдер ұйымдарының рөлі. https://kazislam.kz/dini-ekstremizmni-aldyn-aluda-y-ajelder-jymdaryny-roli/?ysclid=lisih21mlu373146025
Әбу Дәуіт (1981) Сүнән, I-V. – Ыстамбул: Ожак баспасы. – 2904.
Әкімханов А., Анарбаев Н. (2020) Құран кәрім: қазақша түсіндірме аудармасы. – Алматы: Көкжиек баспасы. – 666.
Әл-Бәлазури (1932) Футухул-Булдан, Каир. – 458.
Бағашаров Қ. (2013) Ислам дініндегі әйелдің орны. https://kazislam.kz/eislam-211/?ysclid=lishustt7r285550494
Болысбаева А.K. (2018) Қазақ мұсылман әйелінің әлеуметтік портреті: ретроспективасы және қазіргі ахуалы // ҚазҰУ Хабаршы. Философия, мәдениеттану және саясаттану ғылымдары сериясы. №2 (64)
Бұхари (1982) әл-Жамиус-Сахих. – Стамбул: Исам. – 528.
Гозуток Ш. (2014) Хз. Пейгамбер донеминде кадын ве егитим ве огретими. – Истанбул: Ислами илимлер дергиси йайынлары. – 602.
Заркаши (2000) әл-Ижаба. Стамбул. – 230.
Ибадуллаев С. (2007) Мүмін әйелдер. – Алматы: Ғибрат баспа үйі. – 90.
Ибн Сағыд (мерзімсіз) әт-Taбақатул-кубра. – Бейрут: Кутубул илмия баспасы. – 3832.
Ибн Хажар әл-Асқалани (2020) Фатхул бари. 15 томдық, 2 том. – Стамбул: Полана басылымдары. – 9780.
Ибн Хишам (2014) Пайғамбар тарихы. 4 томдық/2 том. – Ыстамбұл: Кахраман баспасы. – 1856.
Иманға көмекші (2023) Ислам дінінде әйел теңсіздігі бар ма? https://ummet.kz/islam-tarihy/17655-islam-dininde-ajel-tensizdigi-bar-ma.html?ysclid=lekwo7j8hk572757762
Йылмаз Мухаммед (2008) Кадын хадисчилер. – Aнкара: Араштырма баспасы. – 252.
Мүслим (1982) әл-Жамиус-Сахих. – Стамбул: Ишик баспасы.
Өмірзаққызы Д. (2004) Адамзаттың асыл тәжі. – Алматы. Алтын қалам. – 418.
Чубукчу И. (1976). Исламда кадын хаклары. – Aнкара: Анкара университеси илахият дергиси, 21 т. – 323.
References
Ahmed Bin Hanbel (1982) el-Müsned [Hadith book]. – İstanbul. (in Turkish)
Akimhanov А., Аnarbaev N. (2020) Kuran Kerim: kazaksha tusindirmeli audarma [Quran Karim: Kazakh explanatory translation]. – Аlmaty: Kokjiyek baspasi. – 666. (in Kazakh)
Aman (2013) Asyl analar [The Great Mothers]. – Almaty: Kausar Sayahat Press. – 265. (in Kazakh)
Aryn B. (2007) Dinin ekstremizmnin aldin aludagy ayelder uyimdarinin roli. https://kazislam.kz/dini-ekstremizmni-aldyn-aluda-y-ajelder-jymdaryny-roli/?ysclid=lisih21mlu373146025
Bagasharov K. (2013) Islam dinindegi ayeldin orni. https://kazislam.kz/eislam-211/?ysclid=lishustt7r285550494
Bolisbaeva A.K. (2018) Kazak musilman ayelinin aleumettik portreti: retrospektivasi jane kazirgi ahuali // KazUU Habarshi. Filosofiya, madeniyettanu jane sayasattanu gilimdari seriyasi. №2 (64).
Buhârî (1982) el-Câmi‘U's-Sahîh [Hadith book]. – İstanbul: Isam. – 528. (in Arabic)
Cubukcu I. (1976). Islamda Kadin haklari [Women's rights in Islam]. – Ankara: Ankara universitesi ilahiyat dergisi, 21 c. – 323. (in Turkish)
Ebû Dâvûd (1981) Sünen [Hadith book], I-V. – İstanbul: Ocak Yayıncılık. – 2904. (in Arabic)
El-Belâzürî (1932) Fütûhu'l-Büldân [The Book of the Conquest of Lands], 1350/1932. – Еl-Kahire. – 458. (in Arabic)
Gozutok S. (2014) Hz. Peygamber doneminde Kadin ve egitim ve ogretim [Women and education in the time of the Prophet]. – Istanbul: Islami ilimler dergisi yayinlari. – 602. (in Turkish)
Ibadullaev S. (2007) Mumin ayelder. – Almaty: Gibrat baspa uyi. – 90.
Ibn Hacer el-Eskalani (2020) Fethul bari. Vol 15/2. – Istanbul: Polen yayinlari. – 9780. (in Turkish)
Ibn Hisham (2014) Peygamber tarihi [History of Prophet]. Vol4/2. – Istanbul: Kahraman Yayinlari. – 1856. (in Turkish)
İbn Saghid (ts.) Et-Tabakâtü’l-Kübrâ [Major Classes], vol 8. – Beyrut: Dârü'l-kütübi'l-'ilmiyye. – 3832. (in Arabic)
Imanga komekshi (2023) Islam dininde aiel tengsizdigi bar ma? [Is there gender inequality in Islam?] https://ummet.kz/islam-tarihy/17655-islam-dininde-ajel-tensizdigi-bar-ma.html?ysclid=lekwo7j8hk572757762 (in Kazakh)
Muslim (1982) el-Câmi'u's-Sahîh [Hadith book]. – İstanbul: Işık Yayınları. (in Arabic)
Omirsaqqyzy D. (2004) Аdamzatin asyl taji [The Precious Crown of Mankind]. – Аlmaty: Altyn Qalam Press. – 418. (in Kazakh)
Yılmaz Muhammet (2008) Kadın Hadisçiler [Women Hadithists]. – Ankara: Araştırma Yayınları. – 252. (in Turkish)
Zarkashi (2000) Al-Ijaba [The answer]. – Istanbul. – 230. (in Arabic)