От Баку до Каира: как Халватийя, рожденный в Азербайджане, стал великим египетским суфийским тарикатом

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577//EJRS.2023.v34.i2.r10
        125 0

Ключевые слова:

Халватия, Сайид Яхья аль-Бакуви, Мустафа аль-Бакри, суфии, исламский мир

Аннотация

Тарикат Халватийа, основанный ас-Сайидом Яхья аль-Бакуви, сыгравшим важную роль в религиозной истории Египта с момента его появления в этой стране в конце XV века и до наших дней. Нынешний шейх аль-Азхара, Ахмад ат-Тайиб, принадлежит к великой семье шейхов Халвати Верхнего Египта, демонстрирует прочное и глубоко укоренившееся влияние этого тариката в Египте, особенно среди его истеблишмента Азхари.  Халватия была введена в Египет в два этапа, не только с разницей в два с половиной века, но и очень разными путями. Первые халваты, прибывшие в Египет, предшествовали османскому завоеванию страны и последовали за ним (1517); они были тремя учениками Омара аль-Рушани (д. 1486), один из халифов Яхьи аль-Бакуви, поселившихся в Тебризе, либо посланный своим хозяином в Египет для распространения тарика Халватия, либо спасающийся от вторжения Сефевидов. Халватийя тогда была связана с турецким основалетем в Каире, и это не менялось до прибытия в середине XVIII века халватийского шейха из Сирии Мустафы аль-Бакри (м. 1749). По инициативе египетского ученого Аль-Бакри, впоследствии ставший шейхом университета Аль-Азхар Мухаммед аль-Хифни (1767 г. до н. э.), проложил путь к эффективному распространению этого тариката среди египтян укреплениями вдоль долины Нила на всей территории страны. Эта экспансия, которая продолжалась далеко в XIX веке, была настолько беспрецедентной, что историки суфизма описали ее как возрождение Халватии в арабском мире в то время, когда тарикат начал приходить в упадок на Балканах и в Анатолии. Именно в контексте создания османами огромной империи Халватийя, родившаяся в Азербайджане, стала великим суфийским тарикатом исламского мира и Египта в частности.

Ключевые слова: Халватия, Сайид Яхья аль-Бакуви, Мустафа аль-Бакри, суфии, исламский мир

Библиографические ссылки

References

Abouseif, D. (1988) ‘The Takiyyat Ibrahim al-Khulshani in Cairo’,Muqarnas V. – 43
Abû al-‘Amâyim, M. (2006) ‘Mintaqa masjid Shâhîn al-Khalwatî, mintaqatasawwufqadîma’, R. McGregor and A. Sabra, Le développement du oufisme à l’époquemamelouke. – Cairo, Ifao. – 1-31.
Bannerth, E. (1964-66) ‘La KhalwatiyyaenÉgypte’, MIDEO, 8 (1964-1966). – 4.
Bosworth, C.E. (2013) ‘Rûshânî’, Encyclopaedia of Islam, second edition, Brill, 2013.
Chodkiewicz, M. (2004) ‘Shaykh Muhammad Demirdâsh ; un soufi akbarien du XVIe siècle’, Horizons maghrébins 51 (2004). – 19-28.
Chodkiewicz, M. (2005) ‘La réception de la doctrine d’Ibn‘Arabī dans le monde ottoman’, Ocak, A. Y. (ed.), Sufism and Sufis in Ottoman Society, Ankara, TürkTarihKurumu (Turkish Historical Society), pp. 97-120.
Crecelius,D. (1969) ‘The Emergence of the Shaykh al-Azhar as the Pre-Eminent Religious Leader in Egypt’, Colloque international sur l’histoire du Caire. – Cairo: Ministry of Culture.
Curry, J. J. (2005) ‘Home is Where the Shaykh Is: The Concept of Exile in the Hagiography of Ibrahim-iGülşheni’, Al-Masaq, 17/1, March 2005.
Curry,J. J. (2010) The Transformation of Muslim Mystical Thought in the Ottoman Empire: the Rise of the Halveti Order, 1350-1650. – Edinburgh: Edinburgh University Press, 2010.
El-Rouayheb, K. (2006) ‘Opening the Gate of Verification: The Forgotten Arab-Islamic Florescence of the XVII Century’, IJMES 38, 2 (2006). – 263-281.
El-Rouayheb, K. (2015) Islamic Intellectual History in the Seventeenth Century
Scholarly Currents in the Ottoman Empire and the Maghreb. – Cambridge, Cambridge University Press. – 399.
F. de Jong (1987) presents him as a mere propagator of the Khalwatiyya in the Arab world, ‘Mustafa Kamal al-Din al Bakri (1688–1749): Revival and Reform of the Khalwatiyya Tradition?’ in Levtzion. N., Voll, J. O. (eds.) (1987) Eighteenth Century Renewal and Reform in Islam, Syracuse. – N.Y.: Syracuse University Press. – 117-132.
F. de Jong (2013) ‘Khalwatiyya’, Encyclopaedia of Islam, second edition, Brill Online.
Faroqhi, S. (2014) Pilgrims and Sultans, the hajj under the Ottomans. – London: Tauris. – 256.
Heyworth-Dunne, J. (1968) An Introduction to the History of Education in Modern Egypt. – London: Franck Cass; Raymond, A., The Great Arab Cities, chap. 1.
Knysh, A. (1998) Ibn 'Arabi in the Later Islamic Tradition: The Making of a Polemical Image. – New York: State University of New York Press.
Martin, B. G. (1972) ‘A Short History of the Khalwatiyya Order of Dervishes’, Keddie, N. (ed.), Scholars, Saints, and Sufis: Muslim Religious Institutions in the Middle East since 1500. – Berkeley and Los Angeles, University of California Press.
Martin, B. G. (1986) ‘A Short History of the KhalwatiyyaOrder’, p. 300; Fletcher, J., ‘Les voies (turuq) soufies en Chine’, in Popovic, A. and Veinstein, G., (eds.), Les ordres mystiques dans l’Islam, cheminements et situation actuelle. – Paris: Ehess, 1986, p. 18.
Mayeur-Jaouen C. and Michel, N. (2005) « Cheikhs, zâwiya-s et confréries du Delta central: un paysage religieux autour du XVIe siècle », in M. Afifi, R. Chih et alii (eds), Sociétés rurales ottomanes/ottoman Rural Societies. – Cairo : Ifao. – 139-162.
On Gulshânî (2017) see Emre, S., Ibrahim-iGulshani and the Khalwati-Gulshani Order. Power Brokers in Ottoman Egypt, Leiden, Brill, 2017.
Philipp, T., Perlmann, M., Schwald, G. (eds.) (1994) ʿAbd al-Rahmān al-Jabartī’s History of Egypt, vol I. – Stuttgart: F. Steiner Verlag. – 301.
Radtke (1996) ‘Sufism in the Eighteenth Century: An Attempt at a Provisional Appraisal’, Die Welt des Islams 36/3.
Raymond, A. (1984) The Great Arab Cities in the XVI-XVIII Centuries: An Introduction. – New York and London: New York University Press. – 176.
Raymond, A. (1985) Grandes villes arabes à l’époque ottomane. – Paris. p. 47.
Raymond, A. (1991) ‘Alep à l’époque ottomane (XVIe-XIXe siècles)’, REMMM, 62, p. 94.
Raymond, A. (1999) Artisans et commerçants, vol. 2. – Cairo: IFAO-IFEAD. – 419.
Trimingham, J.S. (1971) The Sufi orders in Islam. – Oxford: Oxford University press. – 74-78.
Umar al-Shubrâwî (h.1304) Irshâd al-muridînfîma’rifatkalâm al-‘ârifîn, Cairo, matba’a Al-islâm, 1304h.
Veinstein, G. (2010) ‘Les lieux saints du Hijâz sous les Ottomans’, in A. I. Al-Ghabban, B. André-Salvini, F. Demange, C. Juvin and M. Cotty (dir.), Routes d’Arabie. Archéologie et histoire du royaume d’Arabie saoudite. – Paris : Louvre éditions. – 523-533.
Winter, M. (1982) Society and Religion in Early Ottoman Egypt. – New Brunswick and London, Transaction Publishers. – 105.

Дополнительные файлы

Как цитировать

Chih, R. (2023). От Баку до Каира: как Халватийя, рожденный в Азербайджане, стал великим египетским суфийским тарикатом. Вестник КазНУ, Серия Религиоведение, 34(2), 90–96. https://doi.org/10.26577//EJRS.2023.v34.i2.r10

Выпуск

Раздел

Зарубежные публикации