Интеграция курса «светскость и основы религиоведения» в обязательную программу среднего образования: кейс г. Алматы, Казахстан
DOI:
https://doi.org/10.26577//EJRS.2023.v36.i4.r1Ключевые слова:
религиоведение, религиозное образование, светскость, Казахстан, толерантностьАннотация
Казахстан, стремительно развивающийся после обретения независимости, столкнулся с ростом религиозных институтов и недостатком квалифицированных специалистов, включая преподавателей религиоведческих наук. В условиях секулярного общества, отмеченного религиозным многообразием, данное исследование оценивает внедрение и влияние предмета "Светскость и основы религиоведения" в систему образования Казахстана, особенно в Алматы, ключевом культурном и коммерческом центре страны. Методология исследования включала опросы и дискуссии с 63 преподавателями из различных средних школ Алматы. Оценка восприятия предмета, учебных материалов и сбор предложений по улучшению стояли в центре внимания. Основные задачи исследования включали оценку понимания целей предмета, выявление актуального учебного материала, анализ взглядов учеников, выяснение потребностей преподавателей в ресурсах и сбор предложений по совершенствованию учебного курса. Предмет направлен на формирование религиозной толерантности, предотвращение привлечения к разрушительным религиозным организациям, знакомство с мировыми религиями и их историей, а также на повышение религиозной грамотности. Основным учебником является " Светскость и основы религиоведения" авторства Кенжетаева Д., время от времени дополняемый " Светскость и основы религиоведения " Г. Есима. Отзывы заинтересованных сторон - учеников, родителей и преподавателей – в основном положительны, указывая на увеличение осведомленности о мировых религиях учеников. Однако остается значительная проблема нехватки экспертов в данной области, требующая решения для дальнейшего развития этого важного учебного предмета.
Библиографические ссылки
References
Об утверждении Комплексного плана по реализации государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2021 – 2023 годы // https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2000000953
О внесении изменения в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 "Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам для общеобразовательных организаций" // https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1400009691
Светскость и основы религиоведения, под редакцией: Д.Т.Кенжетаев, А.А. Сайлыбаев, Г.Н. Новикова. Ииздательство «Арман - ПВ», 2016 г.
Косиченко A. (2022). Методология религиоведения в контексте естественнонаучных и социогуманитарных исследований // Адам әлемі. - № 93(3). С. 120-132.
Типовая учебная программа по курсу. 2012. Типовая Учебная Программа По Курсу «Светскость и Основы Религиоведения» Для 9 Класса Уровня Основного Среднего Образования.
Указ Президента Республики Казахстан от 10 февраля 2000 года N 332.О мерах по предупреждению и пресечению проявлений терроризма и экстремизма // https://adilet.zan.kz/rus/docs/U000000332_/history
Швечиков, Алексей Николаевич. Теоретико-методологические проблемы современного религиоведения // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 3: Экономические, гуманитарные и общественные науки 4 (2010): 16-23.
References
Akbergen, A., Karabayeva, A. G., & Ismagambetova, Z. N. (2016). Tolerance as a social value in contemporary Kazakhstani society. European Journal of Science and Theology, 12(4), 215-227.
Altaikyzy, А., & Ckhvariashvili, К. (2022). Secular and Religious values: foreign experience. Адам әлемі, 92(2), 153-162.
Baitenova, N., Meirbayev, В., & Baizhuma, S. (2021). Trends in the development of the religious situation in post-secular society in Kazakhstan over the years of independence. EJRS, 26(2), 4-9.
Balpanov, N., Ismagambetova, Z., & Karabayeva, А. (2018). The main socio-cultural factors and the reasons for the need to form a culture of religious tolerance in Kazakhstan. KazNU Bulletin Philosophy Series, 60(2), 89-93.
Bektenova, M. K., Seitakhmetova, N. L., Kurmangaliyeva, G. K., Satershynov, B. M., & Sartayeva, R. S. (2017). Problematization of the issue of Islamic education in the post-secular world. European Journal of Science and Theology, 12(1), 135-148.
Bishmanov, K., & Orynbekov, N. (2021). The threat of religious extremism in Kazakhstan and the role of religious education in limitation. EJRS, 26(2), 33-40.
Bishmanov, K., & Orynbekov, N. (2023). Enhancing religious literacy to counter extremism and terrorism in Kazakhstan's religious context. EJRS, 34 (2). (in Russian)
Bizhanov, A., Amrebaev, A., Burova, E., & Seitakhmetova, N. (2019). THE POLITICS OF SECULARITY/RELIGIOSITY IN KAZAKHSTAN. Central Asia & the Caucasus (14046091), 20(4).
Borbassova, K., & Buzheyeva, A. (2018). Transformation of religious consciousness in Kazakh society. Vestnik KazNU. Seriya filosofii, kul'turologii i politologii, 60 (2), 15-20.
Bozymbekova, K., & Lee, J. C. K. (2018). Change and continuity in nation-building and citizenship education in Kazakhstan. Educational Practice and Theory, 40(2), 29-54.
Busi, V. P. (2014). Multiculturalism in Kazakhstan: Evolution of a Multi-ethnic Society and the Progress of an Effective Intercultural Communication.
Cornell, S. E., Starr, S. F., & Tucker, J. (2017). Religion and the secular state in Kazakhstan. Central Asia-Caucasus Institute, Paul H. Nitze School of Advanced International Studies.
Kartabayeva, Y., Soltyeva, B., & Beisegulova, A. (2015). Teaching religious studies as an academic discipline in higher education institutions of Kazakhstan. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 214, 290-296.
Knysh, A., Baitenova, N., Nurshanov, A., & Pardabekov, D. (2019). The Role of Religious Literacy in Counteracting New Islamist Movements in Kazakhstan. Central Asia & the Caucasus (14046091), 20(1).
Kosichenko A. (2022). Metodologiya religiovedeniya v kontekste estestvennonauchnyh i sociogumanitarnyh issledovanij [Methodology of religious studies in the context of natural science and socio-humanitarian research]. Adam alemi, 93(3), 120-132. (in Russian)
Laruelle, M. (2016). Which future for national-patriots? The landscape of Kazakh nationalism. Kazakhstan in the making: Legitimacy, symbols, and social changes, 155-180.
MES RK (2013) O vnesenii izmeneniya v prikaz Ministra obrazovaniya i nauki Respubliki Kazahstan ot 3 aprelya 2013 goda № 115 "Ob utverzhdenii tipovyh uchebnyh programm po obshcheobrazovatel'nym predmetam, kursam po vyboru i fakul'tativam dlya obshcheobrazovatel'nyh organizacij" [On Amendments to the Order of the Minister of Education and Science of the Republic of Kazakhstan dated April 3, 2013 No. 115 "On approval of standard curricula in general education subjects, elective courses and electives for general education organizations] // https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1400009691 (in Russian)
Ohlsson, H. (2014). Teaching About Religion in a Post-Soviet State: An Examination of Textbooks in Kazakhstan's Upper Secondary School System.
Postanovleniye (2020) Ob utverzhdenii Kompleksnogo plana po realizacii gosudarstvennoj politiki v religioznoj sfere Respubliki Kazahstan na 2021 – 2023 gody [On approval of the Comprehensive Plan for the implementation of state policy in the religious sphere of the Republic of Kazakhstan for 2021-2023]// https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2000000953
Shvechikov, A.N. (2010). Teoretiko-metodologicheskie problemy sovremennogo religiovedeniya. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta tekhnologii i dizajna [Theoretical and methodological problems of modern religious studies]. Seriya 3: Ekonomicheskie, gumanitarnye i obshchestvennye nauki, (4), 16-23. (in Russian)
Smagulov, M. N., Dosmaganbetova, A. A., Seitakhmetova, N. L., Sartayeva, R. S., & Sagikyzy, A. (2018). Institutionalization of Islamic education in the Kazakhstani secular society. European Journal of Science and Theology, 14(2), 65-75.
Svetskost' i osnovy religiovedeniya [Secularism and the Foundations of Religious Studies], pod redakciej: D.T.Kenzhetaev, A.A. Sajlybaev, G.N. Novikova. Iizdatel'stvo «Arman - PV», 2016.
Tipovaya uchebnaya programma po kursu. 2012. Tipovaya Uchebnaya Programma Po Kursu «Svetskost' i Osnovy Religiovedeniya» Dlya 9 Klassa Urovnya Osnovnogo Srednego Obrazovaniya [A typical curriculum for the course. 2012. A Typical Curriculum for The Course "Secularism and The Basics of Religious Studies" For The 9th Grade of Basic Secondary Education].
Tutinova, N., MEIRBAYEV, B., Frolov, A., & Bagasharov, K. (2019). Republic of Kazakhstan: Ethnoreligious Identity as an Integration Factor. Central Asia & the Caucasus (14046091), 20(4).
Ukaz Prezidenta Respubliki Kazahstan ot 10 fevralya 2000 goda N 332. (2000) O merah po preduprezhdeniyu i presecheniyu proyavlenij terrorizma i ekstremizma [Decree of the President of the Republic of Kazakhstan dated February 10, 2000 No. 332.On measures to prevent and suppress manifestations of terrorism and extremism]// https://adilet.zan.kz/rus/docs/U000000332_/history (in Russian)
Yerekesheva, L. G. (2020). Functions of Religion and Dynamics of Nation‐Building in Kazakhstan and Uzbekistan. The Muslim World, 110(1), 64-88.
Yerekesheva, L. G. (2020). Functions of Religion and Dynamics of Nation‐Building in Kazakhstan and Uzbekistan. The Muslim World, 110(1), 64-88.
Yessim, G., Abuov A. and Smagulov E. (2010). Fundamentals of Religion Studies. Almaty: Bilim.
Zengin, M., & Badagulova, Z. (2017). Religion and religious education in Kazakhstan. Karaelmas Eğitim Bilimleri Dergisi, 5(1), 49-63.