Культуротворческие парадигмы развитии образовательного потенциала личности в исламе
DOI:
https://doi.org/10.26577//EJRS.2024.v39.c3.r3Аннотация
Влияние культурообразующих аспектов ислама на формирование образовательной культуры личности, с одной стороны, становится актуальным в свете существующей потребности в эпистемологическом исследовании общей сущности роли ислама в данной сфере культурного производства. С другой стороны, важным направлением становится раскрытие особенностей социокультурного контекста Казахстана в рамках данной проблематики, которая во многом остается недостаточно изученной. Основной целью исследования является системная оценка основных парадигмальных структур ислама в казахстанском обществе, которые формируют образовательную культуру личности и определяют ее потенциал в образовательном процессе. В рамках социологического подхода были проведены полуформализованные интервью с целью выявления общих институциональных факторов, влияющих на образовательную и воспитательную среду жителей Казахстана, связанных с исламом. Для анализа ценностной структуры жителей Казахстана и ее взаимосвязи с исламским учением было проведено психологическое тестирование с использованием портретного ценностного опросника по методике Шварца. В ходе теоретического и эмпирического анализа были выявлены шесть основных культурообразующих парадигм, оказывающих непосредственное влияние на образовательный потенциал жителей Казахстана: парадигма нравственных ценностей, парадигма исследования и поиска новых знаний, парадигма толерантности и уважения к различиям, парадигма социальной ответственности, парадигма умеренности, парадигма уважения к старшим (включая учителей). Выявленные в ходе исследования культурообразующие парадигмы демонстрируют не только соответствие религиозным аспектам ислама, но и оказывают существенное влияние на формирование ценностей, нравственности и культурной идентичности современного Казахстана.
Ключевые слова: религиозное образование, образовательная культура, образовательный процесс, нравственность, ценности.