Верования относящиеся к орнаментам войлочных и тканых ковров в юртах казахского народа

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577//EJRS.2021.v25.i1.r6
        95 0

Ключевые слова:

Войлочные и тканые ковры, орнамент, верование, тотемизм, магия

Аннотация

На протяжении многих веков казахи населяли бескрайние степи и вели кочевой образ жизни, а скотоводство являлось основным средством существования. В основном они разводили верблюдов, лошадей, коров и овец, а также использовали их молоко, мясо, шерсть и шкуру. Они проживали в переносных жилищах и связи с этим осваивали необходимые ремесленные изделия. Среди ремесленных изделий казахского народа важное место занимают войлочные и тканые ковры, а также орнаменты, которые используются в этих изделиях. По мнению ученых, орнамент является одним из средств коммуникации. Казахский народ сохранил свой язык, религию, верования и традиции на протяжении тысячелетий. В ремесленных изделиях казахского народа в основном использовались элементы космогонического орнамента (солнце, звезда, полумесяц), зооморфного орнамента (животные, птицы) которые когда-то считались тотемами, растительного орнамента (дерево, цветок, зерно), а также геометрического орнамента (квадрат, ромб). Кроме того, каждый орнамент, а также числа используемые в этих орнаментах имеют значения, связанные с тотемизмом, магией и традициями. В связи с этим целью исследования данной работы является раскрытие сущности орнаментов войлочных и тканых ковров относящиеся верованиям наших предков.

Ключевые слова: войлочные и тканые ковры, орнамент, верование, тотемизм, магия.

Библиографические ссылки

Әлімбай, Н. «Қазақтың этнографиялық категориялар, ұғымдар мен атауларының дәстүрлі жүйесі». Энциклопедия. (ред.) - Алматы: РПК «Слон». – 3-4 том. 2012-2013. - 736 б.-736.
Болысбаев, Д.С. және басқалары. «Ұлттық ою-өрнектің табиғаты мен наным-сенім ерекшеліктері». Л.Н. Гумилев атындағы Еуразия Ұлттық Университеті. Хабаршы. - Астана. №5. (120). 2017. б. 53-56.
Deniz, B. (2000). Türk Dünyasında Halı ve Düz Dokuma Yaygıları. Maltepe-Ankara: Atatürk Kültür Merkez
Yayınları. 284 s.
Deniz, B. (2005). Türk Dünyasında Ölümlük Halı ve Düz Dokuma Yaygı Geleneği. Bal-Tam Türklük Bilgisi-2, (s. 173-207). Prizren: Balkan Türkoloji Araştırmaları Merkezi Yayını.
Eliade, M. (2006). (2 b.) Şamanizm. İlkel Esrime Teknikleri. Çev. Birkan, İ. İstanbul: Kabalcı Yayınevi. 560 s.
Görgünay - Kırzıoğlu, N. (2001). Altaylar’dan Tunaboyu’na Türk Dünyası’nda Ortak Yanışlar (Motifler). Ankara:
Türk Tarih Kurumu Basımevi. 402 s.
Жәнібеков, Ө. «Жолайырықта». - Алматы: «Рауан». - 112 б.
Karataş, M. (2013). Türk Dilinde Yanış (Motif) Adları - Anadolu Sahası. (The Names Of Motives in Turkish Language – The Area of Anatolia). Türk Dili ve Edebiyatı. Doktora Tezi. Muğla Sıtkı Koçman Üniversitesi. Sosyal Bilimler Enstitüsü. Muğla. 429 s.
Кенжеахметұлы, С. «Қазақтың салт-дәстүрлері мен әдет-ғұрыптары». Алматы: «Атамұра». – 2 - басылым. 2013. - 384 б.
Қасиманов, С. «Қазақ халқының қолөнері». Алматы: Қазақстан. - 240 б.
Маргулан, А.Х. «Казахское народное прикладное искусство». - Алма-Ата: «Өнер». – 1 том. 1986. - 256 с.
Medevbekule, S. (1999). Sumağın Sırrı. (Sırmaq Şertken Sır). İlmek’e Yansıyan Şiir: Halı-Kilim (s. 159-165). Ankara: Ahmet Yesevi Üniversitesi Yardım Vakfı: Bilig Yayınları.
Niyetbay, U. (2019). Kazak Türklerinin Kültüründe Halı ve Düz Dokuma Yaygıları ile İlgili Söz Varlığı. (Vocabulary on Pile and Flat Woven Carpets in the Culture of Kazakh People). Türk Dili ve Edebiyatı. Doktora Tezi. Ardahan Üniversitesi. Sosyal Bilimler Enstitüsü. Ardahan, 306 s.
Schimmel, A. (1998). Sayıların Gizemi. (The Mystery of Numbers). Çev. Küpüşoğlu, M. İstanbul: Kabalcı Yayınevi. 337 s.
Солтанбаева, Г. «Мәңгілік өнер: Ою-өрнек тарихы». - Алматы: «Таймас». 2016. - 128 б.
Шойбеков, Р.Н. Қазақ тілінің қолөнер лексикасы. Фил.ғыл.док. ғылыми дәрежесін алу үшін дайындалған диссертация. – Алматы, 2006. – 307 б.
Шоқпарұлы, Д. «Қазақтың қол¬өнері». - Алматы: «Өнер». 2005. -176 б.

References

Alimbay, N. (Ed.). (2012-2013). Qazaqtyŋ Etnografiyalyq Kategoriyalar, Uğymdar men Atavlarınıŋ Dästürli Jüyesi.
(3-4 tom). Almaty: RPK Slon. 736 b. – 736 b.
Bolysbaev D.S. and others. (2017). Ulttyq oyu-örnektiŋ tabiğaty men nanym-senim erekşelikteri [Features of perception and natural character of the national ornament]. L.N. Gumilyov Eurasian National University. Habarşy. Astana, Kazakhstan, vol. 120 no. 5. pp. 53-56.
Janibekov, Ö. (1995). Jolayırıqta. Almaty: Ravan. - 112 b.
Kenjeahmetuly, S. (2013). Qazaqtıŋ Salt-Dästürleri men Ädet-Ğuryptary. (2 b.). Almaty: Atamura. 384 b.
Qasimanov, S. (1995). Qazaq Halqınıŋ Qolöneri. Almaty: 240 b.
Margulan, A. (1986). Kazahskoye Narodnoye Prikladnoye İskusstvo. (1 tom). Alma-Ata: Öner. 256 b.
Soltanbayeva, G. (2016). Mäŋgilik Öner: Oyu-Örnek Tarihy. Almaty. 128 b.
Şokparuly, D. (2005). Qazaqtıŋ Qolöneri. Almatı: Öner. 176 b.
Şoybekov, R.N. (2006). Qazaq Tiliniŋ qolöner leksikasy. Fil.ğıl.dok. ğılımiy därejesin aluv üşin dayındalğan dissertatsiya. – Almaty, 307 b.

Дополнительные файлы

Как цитировать

Niyetbayeva, B. (2021). Верования относящиеся к орнаментам войлочных и тканых ковров в юртах казахского народа. Вестник КазНУ, Серия Религиоведение, 25(1), 48–56. https://doi.org/10.26577//EJRS.2021.v25.i1.r6

Выпуск

Раздел

Зарубежные публикации